Бизнес по доставке еды по всему миру на сегодня - убыточный, утверждает генеральный менеджер Glovo в Казахстане Карим Богуспаев. Ведь, по его словам, многое зависит от масштабов рынка: чем больше заказов, тем быстрее агрегаторы должны выйти в прибыль. В свою очередь казахстанский стартап еще не достиг таких объемов, которые могли бы вывести его на положительные финансовые результаты. Об этом бизнесмен рассказал на встрече с представителями СМИ. Также он поделился ближайшими планами компании и тем, как изменятся условия для курьеров Glovo в 2022 году, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Объясню, из чего складывается наш доход. Например, если взять средний чек в приложении - 5000 тенге, из них 3500 тенге это то, что условно получает сам ресторан. Из оставшихся 1500 тенге за один заказ мы отдаем курьеру где-то 1100-1200 тенге. У нас остается только около 300 тенге, которые идут на поддержку офиса, IT-косты, также мы платим банкам за эквайринг от 2% и т.д. Таким образом, пока мы работаем себе в убыток», – пояснил Карим Богуспаев.
При этом он добавил, что комиссия за услуги доставки для ресторанов составляет в среднем 30-35%, однако заведениям общепита выгодно работать на таких условиях с агрегаторами. Во-первых, они получают канал к новым потребителям, во-вторых, анализ рынков Казахстана и России показал, что рестораны увеличили за период сотрудничества свои обороты на 30-60%.
Вместе с тем бизнесмен считает, что отечественный сервис Glovo начнет окупать себя уже через год, когда компания значительно увеличит свое присутствие на рынке и ей удастся наладить unit-экономику. Приложение сервиса на сегодня скачали уже больше 2 млн раз.
В Казахстане стартап Glovo начал работать в 2019 году. За это время в проект было инвестировано порядка 3 млн евро.
На данный момент сервис доставки представлен в 11 городах: Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Актобе, Караганде, Таразе, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Атырау, Костанае, Актау. К платформе подключено более 5 тыс. курьеров (преимущественно мужского пола). Средний возраст работников – 18-25 лет.
По словам Карима Богуспаева, доход одного курьера в настоящее время составляет от 246 тыс. до 334 тыс. тенге в месяц в зависимости от выбранного графика загруженности и региона. При среднем количестве заказов в час - 1,8-2 самая низкая зарплата зафиксирована в Кызылорде - 1300-1400 тенге в час - где средний чек ниже, чем в других городах, а вот доход у курьеров в Алматы и Нур-Султане зачастую доходит до 2300 тенге в час.
Он пояснил, что в этом году испанский стартап Glovo анонсировал глобальную инициативу «Обязательства перед курьерами», которая устанавливает новый набор стандартов почасового дохода, страхового покрытия, возможности для обучения, безопасности на дорогах и др. Данную инициативу Glovo обязалась внедрить на всех рынках, где присутствует сервис компании, до конца 2023 года. Первыми странами интеграции стали Марокко и Грузия.
«Мы уже начали реализацию «Обязательств», не дожидаясь официального старта инициативы в III квартале 2022 года», - заявил Карим Богуспаев.
Напомним, в своем ежегодном Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что тотальная цифровизация на фоне пандемии привела к новым формам занятости, которые нуждаются в содействии государства с точки зрения социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения и налогообложения. В качестве примера он привел курьеров и водителей такси. Глава государства заявил, что необходим закон о профессиональных квалификациях, регулирующий вопросы признания квалификаций и стимулирующий работников совершенствовать компетенции.
«Глобальная программа, которую озвучила Glovo в мире, очень сильно совпадает с посланием нашего президента, поэтому я думаю, мы будем идти нога в ногу с изменениями в законодательстве, - обозначил Карим Богуспаев. - Что касается социальных выплат, это мы тоже будем рассматривать: я думаю, ближе к III кварталу 2022 года у нас будет четкий план. Также есть рабочая группа, в которой мы с коллегами по рынку состоим и участвуем, для того чтобы рассказать, как утроена гиг-экономика. Я думаю, что нашу страну ждут интересные изменения в этом направлении».
Глава Glovo в Казахстане убежден, что понятие гиг-экономики укрепляется с каждым днем и уже сегодня можно говорить о ней как об экономике платформ. Например, в США из всего трудоспособного населения – около 36% задействованы в этом направлении. Однако работа курьера не должна быть пожизненной, считает бизнесмен.
«Глобально Glovo задумывается, что работа курьера не должна быть основной на всю жизнь, мы понимаем, что 2-3 года и курьеры должны развиваться дальше. У нас нет такого, что 90% курьеров сотрудничают с платформой по 10 лет, поэтому Glovo разработала программу, которая подразумевает различные образовательные ресурсы для курьеров, для того чтобы в будущем они могли поменять сферу деятельности», - отметил он.
В настоящее время текучесть кадров в казахстанском офисе Glovo составляет примерно 20%. При этом порядка 60% курьеров работают как индивидуальные предприниматели (ИП), поделился данными Карим Богуспаев. Соответственно вопрос пенсионных и других отчислений у них решен. Остальные курьеры осуществляют свою деятельность по договору ГПХ (гражданско-правового характера).
«Мы сами стараемся увеличить долю ИП среди наших курьеров, проводим с ними консультационные встречи при содействии финансовых институтов, потому что понимаем, что помимо их социальной защищенности, курьеры более ответственно относятся к своей работе, и текучка среди них меньше, чем у тех, кто работает по ГПХ», - объяснил спикер.
На встрече журналисты обратили внимание, что представители некоторых служб доставки нередко пренебрегают правилами дорожного движения, что вызывает угрозу как для самих курьеров, так и для окружающих людей. Как с этим обстоят дела в Glovo? Карим Богуспаев заверил, что с курьерами его компании постоянно проводятся разъяснительные беседы по технике безопасности и ПДД при участии представителей дорожной полиции и РУВД. В случае выявления нарушений курьерам блокируют приложение. Однако штрафы на них не налагаются.
«Курьеров регулярно информируют о важности соблюдения правил дорожного движения. Кроме того, есть возможность получить доступ к станциям ремонта велосипедов и техническому обслуживанию других транспортных средств. При возникновении чрезвычайной ситуации курьер может обратиться за срочной консультацией в службу поддержки», - пояснил главный менеджер компании. Он подчеркнул, что курьеры при подключении к системе получают страховку от несчастного случая.
Что касается планов развития Glovo в Казахстане, то в ближайшие год-два сервис намерен покрыть доставкой всю страну, и как минимум охватить 18 городов.
«Если два года назад при входе на отечественный рынок, только 0,5% населения пользовалось доставкой, то сейчас эта цифра больше 3%, это хорошая динамика, в связи с чем мы стараемся охватить как можно больше городов», - обозначил он.
Тем не менее у каждого населенного пункта есть свои нюансы, заметил спикер. В качестве примера он привел Кызылорду, где Glovo столкнулась с проблемами, связанными с картами, то есть поиском локаций.
«На платформе Glovo - это Google-карты, которые используются по всему миру, но если вы проживаете в Кызылорде, к сожалению, вашего дома на карте может и не быть. Вот это для нас большая проблема. Где-то технологии, которые используют по всему миру, нам мешают развиваться, потому что они не актуальны для Казахстана. Соответственно большая нагрузка ложится на нашу службу поддержки. Одним из решений стал переход на карты 2GIS, это то, что попросили курьеры, и то, что мы начали внедрять с июля текущего года», - рассказал бизнесмен.
На вопрос, не собирается ли Glovo в Казахстане сотрудничать с базарами или другими открытыми рынками, Карим Богуспаев ответил, что компания работает только с юридическими лицами и теми, у кого есть официальное разрешение (на торговлю товарами или услугами – Ред.). «Но если у того, кто торгует, например, фруктами на базаре, есть ИП, то мы будем с ними с удовольствием сотрудничать и подключать к платформе», - заключил он.