Ежегодно в Казахстане производят 1,5
млрд пластиковых (ПЭТ) бутылок, занимаются их переработкой по республике всего 10 компаний. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали в Ассоциации упаковщиков Казахстана во время пресс-тура на предприятие «Дорпласт-Инвест». Однако, как сообщили в компании, на сегодня переработка пластика не прибыльна из-за нехватки вторичного сырья. Какой путь проходит пластик в
процессе переработки и какой поддержки ждет от государства бизнес для решения
проблем с сырьем?
Путь бутылки
Первым местом, где оказалась группа журналистов, стал цех по сортировке и дроблению ПЭТ-бутылок. Здесь в огромных брикетах хранится сырье, которое выкуплено у полигонов для дальнейшей переработки. Пластик на мусороперерабатывающий завод поступает отсортированный от бытовых отходов.
Процесс сортировки пластика
Расскажем немного о процессе переработки: сначала сырье распаковывают, отклеивают этикетки и помещают под струю воды. Так бутылки отмывают от остатков этикеток, клея и крупной грязи. Затем сырье попадает в специальную дробилку, оно измельчается до нужной фракции и перемещается в емкость с каустической содой, а затем в «ванну» с водой. Чтобы сырье было еще чище, его пропаривают. После снова отправляется в тару с водой и в сушильную камеру. На выходе получается флекс - это мелкие измельченные кусочки пластика.
Маржа по ПЭТ-ленте не превышает 5%
Из
полученных пластиковых хлопьев на заводе изготавливают ПЭТ-ленту.
«Чтобы сделать один моток ПЭТ-ленты, потребуется 20 килограмм флекса. Но на выходе моток весит всего 15 килограмм, так как в процессе производства лента сжимается, есть отходы материала», - пояснили на предприятии.
ПЭТ-лента используется для упаковки кирпичей, плитки, металла, камня и других тяжелых грузов. Всю произведенную ленту у завода приобретают отечественные предприятия. Но недавно этой продукцией заинтересовались и компании из России.
«Они планируют выкупать весь объем. Этот интерес объясним, потому что у нас такая продукция в два раза дешевле: один моток ленты в Казахстане стоит 8 500 тенге, в России – 16 тыс. тенге. Специально не поднимаем цену, потому что хотим обеспечить местных производителей доступной по цене продукцией. Наша маржа с каждого мотка ленты не превышает 5%. Но мы можем себе это позволить, потому что наше предприятие занимается несколькими видами деятельности, более рентабельными, чем переработка вторичного пластика. Иначе наш бизнес не был бы прибыльным», - подчеркивает директор «Дорпласт-Инвест» Наталья Иванова.
Безотходное производство
Одно из таких направлений компания «Дорпласт-Инвест» запустила совместно с крупнейшим немецким холдингом «Фоссло Фастенинг Казахстан». Это выпуск проставок железнодорожных шпал для «Қазақстан темір жолы» (КТЖ), которые изготавливаются из измельченных крышек пластиковых бутылок.
«Такое изделие вкладывается внутрь шпалы. Раньше проставки были металлические, но теперь их стали изготавливать из пластика. Это более гибкий материал и выдерживает огромную нагрузку», - отмечает начальник производства компании «Дорпласт-Инвест» Аркадий Михайлов.
Также в одном из цехов, но уже из первичного пластика, изготавливают рельсовые скрепления для железных дорог. Их также покупает КТЖ. «Такие изделия производят из TPU (термополиуретана). Его мы приобретаем в России и Германии, потому что у нас в стране такое сырье не производится. TPU делается из нефти, у нас есть нефть, но нет таких нефтехимических заводов, которые бы производили этот материал. Также для КТЖ изготавливаем подрельсовые прокладки. А в целом из термополиуретана производим еще и плитку для незрячих», - отмечает Наталья Иванова.
Достаточно ли сырья?
В компании «Дорпласт-Инвест» отмечают, что около десяти лет назад вторичного пластика в Казахстане «было много». «В месяц мы перерабатывали порядка 150 тонн пластика, сейчас в среднем этот показатель не превышает и 50 тонн. Снижение объемов связано с тем, что нам не хватает сырья. Весь непереработанный вторичный пластик в огромных количествах вывозится в Россию. Российские перерабатывающие предприятия приобретают у полигонов сырье по более высокой цене, чем предлагаем мы», - рассказывает Наталья Иванова.
Десять лет назад завод покупал у полигонов пластик по 40 тенге за килограмм. Сейчас же стоимость килограмма прессованного сырья доходит до 180 тенге, непрессованного – до 80 тенге.
«Но в прессованном виде нам почти никто не продает пластик, он весь уходит в Россию. И нам приходится по сути перевозить в машинах воздух, затраты на логистику сырья в итоге увеличиваются. Объясню, наша машина вмещает только 2 тонны непрессованных ПЭТ-бутылок. А если бы мы покупали прессованные бутылки, хоть они и дороже, мы бы на одной машине смогли перевезти 15-20 тонн пластика. В этом случае тратится и меньше средств на солярку», - подчеркивает собеседница.
Заводы России, по словам Натальи Ивановой, покупают такой пластик в Казахстане по 260 тенге за килограмм. «А нам невыгодно приобретать вторсырье по такой цене, иначе мы становимся неконкурентоспособными. Ведь у нас нет такого ощутимого объема переработки и производства изделий из пластмассы, как у российских заводов. Ведь чем выше объем производства, тем ниже себестоимость пластиковой продукции», - отметила она.
Также вторичный пластик экспортируют в Узбекистан и Китай. «Узбекистан сейчас заточен на вторсырье, в этой стране еще во времена СССР была развита химическая промышленность. Но так как Узбекистан пока не входит в ЕАЭС, пластик поставляют в эту страну через «серый» рынок. Китай же использует пластик для изготовления одежды. Например, для производства синтепона. В России также очень высокая потребность в химволокнах. Мы, например, поставляем мытый флекс (измельченный в хлопья пластик из ПЭТ-бутылок – Ред.) в российский город Воскресенск», - сообщила Наталья Иванова.
Как решить проблему с сырьем?
По оценкам главы Ассоциации упаковщиков Казахстана Батырбека Аубакирова, в год в республике производится 1,5 млрд ПЭТ-бутылок. Здесь стоит учесть, что в РК импортируются напитки в ПЭТ-бутылках из других стран. «По нашим данным, в РК перерабатывается только около 5% использованного ранее пластика. Куда уходит остальной пластик, никто не знает. Сжигается пластик или захоранивается, нам неизвестно. А это значит - загрязняются почва и воздух. У нас в Казахстане очень мало перерабатывающих (пластик – Ред.) предприятий - не более 10, из них только 3-4 крупных, остальные – небольшие. То есть индустрия переработки не развита», - сообщил эксперт.
Решить проблему с дефицитом сырья поможет запрет на вывоз ПЭТ-бутылок из Казахстана. Эту инициативу ассоциация обсуждает на уровне правительства. «Пока не позволяет реализовать эту норму законодательство ЕАЭС. Хотя там есть статья, которая вроде как позволяет ввести запрет, если при этом будет обеспечена экологическая безопасность в стране, и в одностороннем порядке мы можем реализовать эту инициативу. Ранее в Казахстане был введен запрет на экспорт макулатуры. Эта мера оказала колоссальный эффект на рынок. Объемы производства местных перерабатывающих макулатуру заводов увеличились до 100 млрд тенге. Поэтому подготовили соответствующие документы в МИИР по введению запрета на вывоз пластика», - отметил эксперт.
По
словам директора «Дорпласт-Инвест» Натальи Ивановой, если будет введен запрет
на вывоз пластика, то компания сможет увеличить объемы производства.
«Сейчас наши налоговые выплаты в бюджет составляют 12 млн тенге в квартал. Если же будет введен запрет на экспорт пластмассы из страны, то они вырастут в 5 раз. Соответственно, увеличится количество рабочих мест на нашем предприятии. Насколько нам известно, в Шымкенте планируют запустить предприятие по производству химволокна, синтепона, геотекстиля с использованием вторичного пластика. Но пока это предприятие не могут открыть, так как на рынке дефицит сырья. Причем требуются стабильные поставки пластмассы – иначе нет смысла запускать оборудование», - отметила она.
Улучшить ситуацию с переработкой пластика поможет реализация еще нескольких инициатив. Одна из них – обязать производителей напитков принимать использованные ранее ПЭТ-бутылки.
«90% всего пластика образуется от местных производителей соков, минералки, напитков. Мы обратились с письмами в Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Казахстана и к крупным производителям воды и напитков с вопросом: какую экологическую миссию вы реализуете? Они проигнорировали наш вопрос. Хотя могли бы принимать бутылки и делать скидки на свои напитки, устанавливать фандоматы для сбора пластика. Это мировая практика. Если у крупных производителей нет экокультуры, то как мы собираемся обучать раздельному сбору население?» - считает глава ассоциации.
Наталья Иванова подчеркивает, что ситуацию с дефицитом сырья можно решить и по-другому: правительство может поручить акиматам заключить с мусороперерабатывающими заводами меморандум о фиксации цены на покупку пластика. «Нам нужен доступ к полигонам, которые не пускают на свою территорию такие заводы, как наш. Мы бы сами рассортировывали пластик. Повторюсь, оптимальная цена пластика для нас 60 тенге за килограмм», - резюмировала директор «Дорпласт-Инвест».