Предприниматели Восточно-Казахстанской области, чьи грузы простаивают на границе с Китаем, имеют
основания для оформления свидетельства о форс-мажоре во Внешнеторговой
палате Казахстана, сообщает пресс-служба Нацпалаты «Атамекен».
«Предприниматели ВКО продолжают нести колоссальные убытки в связи с ограничениями по доставке грузов, предпринятыми китайской стороной. Так, в сфере автомобильных перевозок из-за ограничений, введенных КНР с конца марта 2020 года, проходимость автотранспорта на пунктах пропуска (ПП) между Казахстаном и Китаем снизилась примерно в 10 раз. В сфере железнодорожных перевозок из-за ужесточения мер контроля китайской стороной за январь-сентябрь текущего года снижение объема перевозок грузов по сравнению с аналогичным периодом 2020 года составило 2% (15,8 млн тонн), объем передачи грузов из Казахстана в Китай составил 9,2 млн тонн», - сообщили в пресс-службе НПП.
Национальная палата проработала вопрос о признании сложившейся ситуации форс-мажором, чтобы участники внешнеэкономической деятельности Казахстана могли безболезненно урегулировать конфликт со своими контрагентами, возникший из-за вынужденного нарушения договорных обязательств.
«Нацпалата получила ответ на свой запрос от министерства индустрии и инфраструктурного развития касательно текущей ситуации с грузоперевозками автомобильным и железнодорожным транспортом между Казахстаном и Китаем. В нем сообщается о работе правительства по разрешению ситуации в сферах автомобильных и железнодорожных перевозок», – сообщил директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.
Он рассказал о сведениях, предоставленных МИИР. В сфере автомобильных перевозок до ограничительных мер китайская сторона принимала до 200 единиц транспорта в день, сегодня этот показатель составляет от 20 до 30 автотранспортных средств. При этом на сегодняшний день с китайской стороны остаются закрытыми ПП «Калжат – Дулаты» и «Майкапшагай – Зимунай».
«С 9 сентября 2020 года Комитетом государственных доходов была внедрена система электронной очереди на сайте GoCargo.kz, которая позволяет через мобильное приложение заблаговременно бронировать очередь. Система имеет «обратную связь» – перевозчиков оповещают через СМС-сообщения. По информации КГД, на 1 ноября текущего года в системе электронной очереди забронировано 10 043 автотранспортных средства», – рассказал Кайрат Мамырбаев.
Вместе с тем китайской стороне предлагается рассмотреть вопрос по возобновлению работы ПП «Калжат – Дулаты», «Майкапшагай – Зимунай», а также по планомерному увеличению количества суточного пропуска автотранспортных средств через ПП «Нур-Жолы – Хоргос» до 200 единиц за счет изменения действующего механизма пропуска транспортных средств. Данный вопрос обсуждался 2-4 ноября на 13 заседании подкомитета по транспортному сотрудничеству Казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству.
«В сфере железнодорожных перевозок с конца 2020 года сложилась тяжелая ситуация по несвоевременному вывозу грузовых поездов китайской стороной по пограничным переходам «Достык – Алашанькоу» и «Хоргос – Алтынколь», что в результате привело к массовому скоплению на казахстанской стороне «брошенных» грузовых поездов. Так, китайской стороной через «Достык – Алашанькоу» в сутки в среднем обеспечивается вывоз лишь 6-11 поездов, при наличии грузов по сети АО «НК «КТЖ» и согласованном графике сдачи на 16-18 поездов. По казахстанской стороне за 9 месяцев этого года наличие груженых вагонов в среднем в сутки составляло 159 поездов, или 7 971 вагон, в том числе 105 «брошенных» поездов, или 5 250 вагонов», – привел данные Кайрат Мамырбаев.
Директор РПП ВКО напомнил, что на пограничных пунктах между РК и КНР КТЖ с 1 октября введен запрет на перевозку всех грузов, кроме грузов контейнеров и железной руды, в направлении станции «Достык» и далее – КНР.
По состоянию на 1 ноября, по сведениям МИИР, количество «брошенных» грузовых поездов в среднем в сутки составляет 53 поезда, или 2 650 вагонов. В то же время по итогам переговоров с вице-премьером Государственного совета КНР Хань Чжэном сдача по МГПС «Достык» увеличилась с 4 до 11 поездов в сутки.
В письме МИИР за подписью первого вице-министра Каирбека Ускенбаева сообщается, что для решения сложившейся ситуации на границе с КНР принимаются все необходимые меры. «На основании данных, полученных из МИИР, мы доводим до сведения участников внешнеэкономической деятельности Восточно-Казахстанской области, что они могут оформить свидетельство о форс-мажоре во Внешнеторговой палате Казахстана», – подытожил Кайрат Мамырбаев.
Подробную консультацию по оформлению свидетельства о форс-мажоре предприниматели могут получить на официальном сайте Внешнеторговой палаты Казахстана и по телефону 8-717-227-96-16. Также за консультациями можно обратиться в отдел сопровождения проектов Палаты предпринимателей ВКО по тел. 8 (7232) 742-814.
Читайте также
На сегодняшний день ежегодно из Китая в Европу через Казахстан перевозят более 500 тысяч контейнеров