Ассоциация казахстанского автобизнеса считает актуальным предложение депутатов Мажилиса Парламента РК разработать государственную программу по утилизации старых автомобилей и их обмену на новые.
Во время встречи членов АКАБ 4 февраля 2013 г. в Алматы была высказана серьёзная обеспокоенность техническим состоянием отечественного автопарка, которое напрямую связано с безопасностью движения на дорогах и высоким уровнем загрязнения окружающей среды вредными выбросами «старых» автомобилей.
«По нашим оценкам средний возраст отечественного легкового автопарка – 19 лет. В Европе этот показатель более чем в два раза ниже и составляет 8 лет. При этом там четко действует система утилизации «старых» автомобилей, которые не отвечают техническим требованиям и экологическим нормам» – сообщил Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса.
В пресс-релизе АКАБ говорится, что на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано более трех с половиной миллионов легковых автомобилей. При этом почти 80% составляют автомобили старше 10 лет. Это пороговая цифра для утилизации в странах Европы, а в США и Японии срок службы автомобилей еще меньше. В развитых странах утилизация «старых» автомобилей – не только доходный бизнес, в котором заняты десятки тысяч человек, но и серьезный источник пополнения государственного бюджета. А также один из инструментов поддержки автопроизводителей.
Создание инфраструктуры утилизации «старых» автомобилей связано с большими финансовыми затратами и Ассоциация казахстанского автобизнеса готова оказать содействие в разработке государственной программы развития автомобильной отрасли. Так, на базе автосборочных предприятий-членов Ассоциации возможно создание пунктов утилизации.
Одним из инструментов обновления автопарка могло бы стать активное внедрение в автосалонах официальных дилеров схемы trade-in (трейд-ин – замена купленного у дилера автомобиля на новый с доплатой), которая широко распространена в развитых странах, а также в соседней России, которая является нашим партнером по Таможенному союзу. Однако развитию системы trade-in в Казахстане препятствует действующее налоговое законодательство.
«Сейчас официальные автодилеры должны платить НДС (налог на добавленную стоимость) два раза – первый, когда продают автомобиль клиенту в автосалоне и второй, когда покупают у него обратно и продают повторно по схеме trade-in. Это дополнительные издержки, которые дестимулируют официальных дилеров развивать в своих автосалонах эту систему. Для примера, в России, где дилеры не сталкиваются с проблемой двойного налогообложения при обратной покупке автомобилей у клиента , trade-in получил широкое распространение. Мы не раз поднимали этот вопрос перед правительством, но эта норма о двойном налогообложении еще остается в законе»,– говорит Андрей Лаврентьев, президент АКАБ.
По мнению Ассоциации казахстанского автобизнеса, принятие Государственной программы развития отечественного автомобилестроения, могла бы дать дополнительной мощный стимул развитию казахстанской автосборочной отрасли и отечественного машиностроения в целом.