USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.73$
+0.240
BTC
63238.70$
-867.300

К началу года машины старше 10 лет занимали 63,4% автопарка РК

В то же время доля авто младше трех лет составила 13,6%

Share
Share
Share
Tweet
Share
К началу года машины старше 10 лет занимали 63,4% автопарка РК- Kapital.kz

Легковые автомобили возрастом более 10 лет к началу текущего года занимали 63,4% от всего автопарка против 64,5% годом ранее. Это 2,4 млн авто - на 3,5% меньше, чем год назад, пишет energyprom.kz.

В то же время доля новых легковых автомобилей (возрастом менее трех лет) составляла 13,6% против 12% годом ранее. Это 516,8 тыс. «железных коней» - плюс 11,7% за год.

В целом количество зарегистрированных легковых автомобилей на дорогах РК за год сократилось на 1,9%, до 3,8 млн авто к началу текущего года.

При этом в текущем году БНС АСПиР РК изменило методологию и данные по легковым автомобилям. В частности, появились данные, что к марту текущего года половина всех легковых автомобилей в РК не просто возрастная, а старше 20 лет (почти 2 млн авто).

Высказывались предположения, что автопарк страны можно обновить при условии значительного снижения сбора за первичную регистрацию автомобиля, а также снижения или отказа от утильсбора. Однако сбор за первичную регистрацию сегодня напрямую призван не допустить на рынок РК лишь аварийно-опасные устаревшие автомобили и практически не отражается на покупателях новых авто, которые действительно способны качественно улучшить автопарк страны. Так, сборы за первичную регистрацию для автомобилей возрастом до трех лет составляют лишь 50 МРП - чуть более 153 тыс. тенге. Более того, регистрация автомобиля возрастом до двух лет и вовсе обойдется в 0,25 МРП — несущественная сумма. А вот для авто старше трех лет показатель составляет уже 500 МРП. Таким образом, этот вид сборов фактически служит своеобразным «фильтром» для старых «железных коней», и только.

Утильсбор тем временем снижен на 50%, новая ставка варьируется в зависимости от объема двигателя - от 230 тыс. до 1,8 млн тенге.

К началу года машины старше 10 лет занимали 63,4% автопарка РК 1429918 - Kapital.kz

Наблюдаются попытки сравнить утильсбор в РК с европейским. В то же время в странах ЕС в принципе иная система сборов и налогообложения, причем в каждой стране своя, и непосредственно утильсбора может вообще не быть. Однако, например, взимается экологический налог на транспорт: в частности, в Великобритании он варьируется от 10 фунтов до 2 365 фунта в год, в зависимости от типа двигателя и количества выбросов CO2 на километр, а в Германии составляет 2 евро на 1 грамм выбросов CO2.

Для справки: в Казахстане ежегодный налог на такие популярные автомобили, как Toyota Corolla и Hyundai Solaris с объемом двигателя 1,6 л составит менее 10 тыс. тенге, а на Toyota Camry с объемом 2,5 л — 21,9 тыс. тенге. В то же время, к примеру, в Великобритании, в зависимости от типа двигателя и выбросов CO2 на км, налоги на Toyota Corolla (1,6 л), Hyundai Solaris (1,6 л) и Toyota Camry (2,5 л) со второго года составят по 89,5 тыс. тенге (165 фунтов стерлингов). А в первый год налоги на Toyota Corolla и Hyundai Solaris и вовсе составят 317,4 тыс. тенге (585 фунтов стерлингов) из-за выбросов в пределах 151–170 г на км, а на Toyota Camry — уже 512,7 тыс. тенге (945 фунтов стерлингов), с учетом выбросов в рамках 171–190 г на км.

В Германии, в зависимости от объема двигателя и выбросов CO2, ежегодный налог на Toyota Corolla (1,6 л) составит 79,3 тыс. тенге (171 евро), на Hyundai Solaris (1,6 л) — 74,7 тыс. тенге (161 евро), а на Toyota Camry (2,5 л) — уже 101,2 тыс. тенге (218 евро).

Стоит добавить, что для ЕС (как и Японии, Кореи и других стран-автопроизводителей) нет опасности того, что рынок заполонит автохлам из соседних государств — у этих стран не стоит экологической задачи уберечь автопарк от такого развития событий. Однако на наших дорогах устаревшие автомобили в небезопасном состоянии из ЕАЭС и в первую очередь соседней России уже провоцируют ДТП и в целом повышают риск аварийности.

Еще один важный момент: сегодня сборы, особенно чувствительные для устаревших автомобилей, не только защищают дороги РК от повышенной аварийности и экологической нагрузки, но и призваны поддержать отечественный автопром, который в последние годы вышел на стабильный и весьма неплохой рост.

Показательный пример важности такой политики и негативных последствий при ее отсутствии — Украина. С одной стороны, автопром Украины после отмены государством заградительных мер для защиты отечественных автопроизводителей существенно сократил выпуск автомобилей: с более чем 400 тыс. в год в 2008 году до лишь порядка 8 тыс. за 2021 год. С другой стороны, из почти 500 тыс. импортированных и прошедших первичную регистрацию автомобилей на подержанные приходится сразу 80%.

К началу года машины старше 10 лет занимали 63,4% автопарка РК 1429925 - Kapital.kz

Однако есть и вполне позитивный обратный пример - соседний Узбекистан. В этой стране автопром пользуется всецелой поддержкой государства и продолжает расти и развиваться. Более того, в текущем году Узбекистан снизил таможенные пошлины на новые автомобили возрастом до 1 года вдвое — с 30% до 15%. Это говорит о том, что они уже не боятся конкуренции на внутреннем рынке. При этом заградительные меры в отношении «молодых» автомобилей возрастом более года и подержанные авто остались без изменений.

Еще пример удачной политики — Южная Корея. Страна закрыла импорт иностранных автомобилей с момента зарождения своего автопрома и отменила запрет лишь к 2012 году, сумев стать конкурентоспособной не только на внутреннем рынке, но и в мире. Так, по данным Международной организации автопроизводителей OICA, Южная Корея сейчас занимает одну из лидирующих позиций по производству автотранспортных средств: за 2021 год страна замыкала топ-5 с 3,5 млн произведенных машин. Развитие автомобильной промышленности в стране привело к существенному развитию местной металлургии и росту продаж продукции в смежных сферах.

Заметим: вклад автомобильной промышленности в глобальную экономику весьма ощутим, даже с учетом трудностей отрасли, связанных с дефицитом полупроводников и логистическими проблемами. Согласно исследованию «ПромРейтинг», 15% мирового ВВП суммарно или косвенно приходится на автопром, а каждый занятый непосредственно в автопроме обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек из смежных отраслей. Так, к примеру, в странах-лидерах по продажам новых легковых автомобилей за 2021 год доля автомобильной промышленности в ВВП варьируется от 3% (в США) до 10% (в Китае, Японии и уже упомянутой Южной Корее).

В РК автопром лишь набирает обороты, хотя рост его веса в промсекторе уже говорит об огромном потенциале. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, 3 из 5 проданных новых автомобилей в Казахстане — отечественного производства. К тому же, в отличие от спада продаж новых автомобилей в мире, в РК продажи растут.

К началу года машины старше 10 лет занимали 63,4% автопарка РК 1429930 - Kapital.kz

Возвращаясь к теме автопродаж, стоит отметить еще один момент: как уже было упомянуто, большинство новых авто, продаваемых в РК — местного производства. Заметно увеличить продажи за счет новых же импортных автомобилей невозможно: автопродажи буксуют во всем мире, что усугубляется геополитическим кризисом. Фактически в РК дефицит и так ощущается заметно слабее, чем в целом в мире.

Позитивную роль для внутреннего рынка Казахстана сыграет не импорт, а новая программа автокредитования в РК: ожидается, что только за май-июнь в рамках этой программы казахстанцы приобретут порядка 10 тыс. новых авто.

И наконец, подержанные автомобили вовсе не отличаются доступными ценами. Так, стоимость подержанных легковых авто на казахстанском рынке выросла по итогам апреля сразу на 16% за год. Причем дело не в текущем кризисе: годом ранее рост цен также был вполне значительным — на 8,9%.

К слову, из-за нехватки новых автомобилей спрос на подержанные легковые машины вырос во всем мире. В частности, в США было отмечено рекордное подорожание б/у автомобилей: на 14,1% за год. В соседней же России цены выросли сразу на 72% за год. Те подержанные автомобили, которые могут быть в итоге проданы в Казахстан по остаточному принципу, улучшить местный автопарк точно не смогут.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.