USD
439.43₸
EUR
473.31₸
RUB
4.82₸
BRENT
82.81$
-0.150
BTC
62613.50$
-228.000

Тренд на восстановление показателей

Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей РК по итогам 2010 года За минувший год официальными дилерами бы...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей РК по итогам 2010 года

За минувший год официальными дилерами было реализовано 21 560 легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, цивилизованный сегмент казахстанского автомобильного рынка вырос на 14,35% к уровню 2009 года. Тренд на восстановление показателей продаж, который наметился в мае 2010 года, сохранялся до конца года: декабрьский сбыт достиг 2 620 единиц, что на 21,3% выше прошлогоднего результата.

В то же время темпы годового роста казахстанского рынка не составили и половины восстановительной динамики структурно близкого российского рынка. В отличие от последнего, реанимация потребительской активности в Казахстане происходила без вовлечения государственных ресурсов и на фоне стагнации банковского кредитования. Как известно, главными драйверами роста на российском рынке в ушедшем году стали программа утилизации и оживление программ автокредитования. В Казахстане же деятельность участников автомобильного рынка была осложнена нестабильностью, связанной с принятием решений относительно льготного режима ввоза легковых автомобилей и введения стандарта Евро-3.

Зафиксированный рост продаж на отечественном рынке в основном обеспечен покупателями автомобилей российского, казахстанского и узбекского производства. Со вступлением единого таможенного тарифа с 1 июля 2011 года в полную силу и наращиванием объемов выпуска автомобилей внутри страны доминирование продукции казахстанского и российского автопроизводства обещает усилиться, а сегмент новых автомобилей продолжит расширяться. Наряду с восстановлением деловой активности и ростом потребительских расходов, эти факторы станут основными источниками рыночного роста в 2011-2012 годах.

Сегмент легковых автомобилей

В сегменте легковых автомобилей 2010 год завершился несколько успешнее среднего показателя по рынку. Дилерами было реализовано 17 307 автомобилей, или на 16,56% больше, чем в 2009 году. При этом итоги декабря оказались наиболее удачными с начала 2009 года: 2 157 легковых автомобилей, или плюс 20,84% к продажам декабря 2009 года.

Среди массовых брендов рост демонстрировали исключительно автомобили, выпущенные в странах СНГ. На их долю в 2010 году пришлось 61,3% всего сбыта. Продажи автомобилей, импортируемых из дальнего зарубежья (без учета марок сегмента «премиум»), продолжили падение.

Многолетний лидер – Lada значительно упрочил свои позиции на отечественном рынке. За год было реализовано 5 058 легковых автомобилей этой марки, собранных в России и Казахстане. Таким образом, Lada внесла самый весомый вклад в рост рынка в минувшем году. Прирост продаж марки составил 41,1%.

Toyota, неоднократно в течение года опускавшаяся ниже второй позиции, все же сохранила за собой «серебро» в списке бестселлеров. На фоне 2009 года японский бренд показал падение на 6,08%. Покупателями Toyota в ушедшем году стали 2 456 казахстанцев.

Узбекский эконом-класс от UZ-Daewoo вошел в тройку лидеров, удвоив продажи годичной давности. Дилерами марки в 2010 году реализовано 2 286 легковых авто. Таким образом, узбекский производитель занял место Mitsubishi, продажи которого заметно просели во втором квартале. По итогам года бренд потерял 41,53% прошлогоднего сбыта.

Иное положение у Chevrolet. Автомобили этой марки, выпускаемые в Усть-Каменогорске, остались в пятерке наиболее продаваемых, а число клиентов выросло на 32,3%. Второе рождение в Казахстане пережила марка KIA, производство которой было открыто также на заводе «Азия Авто» в 2010 году. Вывод на рынок последнего поколения моделей позволил KIA подняться из второй десятки сразу на 6-ую строчку в рейтинге продаж.

Улучшил свой прошлогодний результат российский UAZ. Сегодня его легковые модели на 7-ой позиции с приростом на 16,35% к 2009 году.

Позитивную динамику в четвертом квартале демонcтрировал Nissan. Однако свой год в Казахстане производитель завершает с показателем минус 9,71%.

Строки с 9-ой по 11-ую заняты легковыми моделями Hyundai, Volkswagen и Skoda. Все три бренда закрыли год со снижением в коридоре 20-30%. Минус 16,13% на счету дилеров Suzuki. Стабильно низкие продажи фиксировал в отчетном году дистрибьютор Subaru – на 38,95% ниже 2009 года.

В отличие от названных, безусловно, успешным 2010-й может считать казахстанский представитель Renault. Начало поставок автомобилей российской сборки позволило дилеру заключить 288 договоров купли-продажи против 31 в 2009 году. Продажи другого бюджетного продукта, ZAZ Chance, также стартовали в 2010 году. Наместниками украинского автопрома было реализовано 193 автомобиля.

Еще одна марка, получившая прописку не только в СНГ, но и в Казахстане, заняла 18-ое место в рейтинге продаж. SsangYong, выпускаемый АО «Агромашхолдинг Казахстан», обрел в минувшем году 144 владельца.

Заметная премьера состоялась и в верхнем ценовом сегменте – с мая открыты официальные продажи автомобилей Lexus. Как результат по итогам года марка стала самой продаваемой среди официально представленных в сегменте «люкс» и обошла легковые модели Mercedes-Benz. И это с учетом того, что сам немецкий концерн увеличил продажи в Казахстане на 50,35%. Такие конкуренты Mercedes, как Audi и Porsche пришли к финалу года с ростом свыше 40%. Менее удачлив оказался Land Rover, сменивший в Казахстане дилера – плюс 6,35%. BMW и Volvo оказались в минусе: 21,88% и 6,06% соответственно.

В рейтинге наиболее популярных моделей 2010 года 15 из 25 позиций заняла продукция автопрома Казахстана и других стран СНГ. В 2009-м их число равнялось 10.

Наибольшее число продаж пришлось на узбекскую Daewoo Nexia – 1 666 автомобилей. Немногим меньше покупателей, а именно – 1 511, предпочли ВАЗовскую «семерку». Lada 4x4 казахстанской сборки была приобретена 1 382 покупателями. При этом следует отметить, что во втором полугодии Lada вновь оттеснила узбекский седан на третью строчку. Оставшиеся места в пятерке моделей-лидеров также заняты продукцией АвтоВАЗа: Lada Priora и Lada Samara с результатом 1108 и 810 автомобилей соответственно.

Самая высокая позиция, которую сумела получить по итогам года модель из дальнего зарубежья, – шестой номер. Речь о Toyota Corolla, нашедшей 757 покупателей. На 7-ой строчке узбекская микролитражка Daewoo Matiz (620 ед.).

На четыре строчки поднялся UAZ Hunter, продажи которого в минувшем году составили 477 единиц. 9-ую строку рейтинга разделили Camry и Land Cruiser Prado от Toyota (по 475 покупателей). Сразу в первую десятку ворвалась одна из новинок отечественного автопрома – KIA Cerato (387 покупателей). 380 новых владельцев и 11-ое место в отчетном году у Toyota Land Cruiser 200.

C 20-ой на 12-ую позицию переместилась российская Chevrolet Niva, в ее активе 309 продаж. На прежней, 13-ой позиции остался Suzuki Grand Vitara (260 покупателей). Под №14 в списке предпочтений – Skoda Octavia, чьими владельцами стали 247 казахстанцев. Столько же поклонников нашлось у Lada Kalina.

На 15-ой строчке расположился SUV KIA Sorento, с мая производимый в Усть-Каменогорске (245 покупателей). За ним следует Renault Logan российской сборки (240 авто). Пикап Mitsubishi L200 оставил за собой 17-ое место (237 покупателей). Еще один казахстанский автомобиль – Chevrolet Lacetti улучил прошлогодний результат, обретя 233 владельцев.

Замыкают двадцатку фаворитов 2010 года Mitsubishi Outlander II XL и Volkswagen Touareg (229 и 209 покупателей), чьи позиции за год несколько ослабли. Qashqai от Nissan сохранил свою 21-ую строчку (198 ед.). «Новобранец» казахстанского рынка ZAZ Chance обрел 193 поклонника.

Наконец, завершают TOP-25 моделей 2010 года Mitsubishi Pajero, Toyota Avensis и Toyota Rav4, заметно просевшие на фоне собственного рейтинга годичной давности.

Сегмент легких коммерческих автомобилей

С апреля 2010 года в сегменте легких коммерческих автомобилей наметился умеренный рост. По итогам отчетного года официальными дилерами реализовано 4 253 автомобиля класса LCV, что на 6,19% превышает результаты 2009 года. При этом в декабре рост к показателю годичной давности составил 22,81%, что соответствует 463 проданным автомобилям.

В минувшем году дилер ГАЗ заметно сократил отставание от прошлогоднего фаворита в сегменте – марки УАЗ. В отчетный период было продано 1 585 «Газелей» и других автомобилей из Нижнего Новгорода, в то время как дилеры УАЗ реализовали 1 667 единиц коммерческой техники. Маркой №3 в сегменте LCV стала китайская FAW, чьи продажи составили 236 автомобилей.

Возросшая во втором полугодии активность дистрибьюторов Volkswagen и Hyundai несколько «разбавила» традиционный дуэт Горьковского и Ульяновского автозаводов. На долю Volkswagen пришлось 316 проданных автомобилей, на долю Hyundai – 134. Эти цифры выше прошлогодних в 2,7 и 3 раза соответственно.

В семерку наиболее продаваемых брендов сегмента вошли также Toyota и Lada (112 и 94 реализованных единицы соответственно).

Структура рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей в разрезе компаний-дилеров

На протяжении 2010 года продолжалась концентрация клиентской базы вокруг дилерских групп, реализующих автомобили казахстанской, российской и узбекской сборки. Наиболее показательный пример – группа компаний «БИПЕК АВТО», в состав которой входит автосборочный завод «Азия Авто». Доля холдинга в 2010 году составила 39,22%, а по итогам IV квартала достигла 48%, что вновь обеспечило «БИПЕК АВТО» лидирующее положение на рынке.

На второй позиции также обошлось без сюрпризов – ее по-прежнему занимает группа «Меркур Авто», чья доля, однако, сократилась с 16,67% в 2009 году до 15,06% в 2010 году. Внутри отчетного года доля компании также демонстрировала нисходящую динамику.

КМК «Астана Моторс» с долей 10,16% по итогам года оттеснена на четвертую строчку. Её место под №3 заняла сеть автосалонов «Вираж», рыночный вклад которой за счет небольшого прироста достиг 13,33%.

Наконец, нижнюю строчку TOP-5 впервые с июня отвоевала группа «Аллюр Авто». Доля в 4,31% обеспечила дилеру четырех марок незначительное преимущество перед традиционным соперником – компанией «Тойота Центр Жетысу» (предшествующий год «Аллюр Авто» завершила с долей 0,46%).

Таким образом, значительный рост доли на годовой дистанции продемонстрировали лишь дилерские группы, представляющие отечественных производителей – АО «Азия Авто» и АО «Агромашхолдинг Казахстан».

Производство легковых автомобилей в Казахстане

В октябре минувшего года в Костанае официально начал серийный выпуск автомобилей второй на территории республики производитель легковых автомобилей – АО «Агромашхолдинг Казахстан». Предприятие наладило производство четырех моделей марки SsangYong. Кроме того, в мае на базе АО «Азия Авто» было запущено производство автомобилей марки KIA, также в 2010 году усть-каменогорским заводом был расширен модельный ряд выпускаемых автомобилей марок Chevrolet и Skoda.

Как следствие – объем выпуска и продаж казахстанских автомобилей в отчетном году значительно превысил показатели 2009 года. В январе-декабре 2010 года на территории республики было выпущено 3 176 легковых автомобилей, или в 4,33 раза выше уровня годичной давности.

На долю АО «Азия Авто» пришлось 3 099 автомобилей марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda. На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» произведено 77 легковых автомобилей марки SsangYong.

Продажи автомобилей казахстанского производства в 2010 году составили 3 007 единиц, что на 68,74% выше показателя годичной давности. Доля автомобилей казахстанского производства на рынке новых легковых и легких коммерческих автомобилей возросла с 9,45% в 2009 году до 13,95% по итогам минувшего года. Тот же показатель без учета продаж легких коммерческих автомобилей вырос с 12 до 17,37%.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.