Привлекать туристов из Казахстана в Грузию будут отечественные инвесторы
Владельцы крупных и мелких гостиниц, ресторанов, прочих объектов туристической сферы активизируются на рынке Грузии. Среди них – казахстанские инвесторы, скупившие два года назад львиную долю гостиничного бизнеса в Аджарии, - 22 объекта вдоль всего побережья автономии. Однако ни в этом, ни в следующем году приобретенные казахстанскими инвесторами объекты гостей не примут. Компания «Девелопмент Солюшен» за дело взялась комплексно и работает в соответствии со своим генеральным планом.
«Наши объекты будут вводиться в эксплуатацию поэтапно, и этот процесс растянется до 2015 года, - говорит главный координатор аджарских проектов компании Гиорги Николаишвили. - Первые три объекта будут готовы в 2010 году. Среди них – батумская гостиница «Медеа», управлением которой займется такой мировой бренд, как «Radisson». Мы приглашали экспертов из Испании и Хорватии, наметили цели, и все работы у нас идут по графику. Ведь мало реабилитировать сами объекты. Мы хотим создать полноценный туристический центр, в соответствии с разработанным генеральным планом. Для этого надо не только построить и отремонтировать объекты, но и создать целую сопутствующую инфраструктуру. Работая над этим, мы тесно сотрудничаем на всех уровнях с властями и с инвесторами».
О перспективах притока туристов из Казахстана г-н Николаишвили высказывается осторожно: предварительное изучение рынка проводилось, и интерес к Грузии сохранился с советских времен, но говорить о конкретных объемах пока рано. Темур Диасамидзе, глава департамента туризма и курортов Аджарской АР, главную на сегодняшний день проблему видит в отсутствии транспорта – в первую очередь речь идет о прямом, комфортном и доступном авиасообщении. Однако попытки заинтересовать казахстанских туристов имеют место. «У нас был пресс-тур из Казахстана, - вспоминает г-н Диасамидзе. - Возможно, мы начнем работать в этом направлении с самого начала». Хотя тут же откровенно признает: «Мы ожидаем, что после того, как казахстанские инвестиции будут задействованы полностью, работать над привлечением туристов из Казахстана начнут и сами инвесторы».
Между тем гости из Казахстана уже стали определенной величиной на туристическом рынке Грузии, отмечают в департаменте туризма и курортов страны. Если за весь 2007 год число казахстанских визитеров составило 5 тысяч 98 человек, то за первые четыре месяца этого года в Грузии уже успели побывать 1 тысяча 149 приезжих из Казахстана.
«С начала 2008 года количество иностранных гостей выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - отмечает зампредседателя туристического ведомства Грузии Бека Джакели. - А в прошлом году у нас побывали, в целом, более 1 миллиона 51 тысячи иностранных визитеров». По данным Всемирного экономического форума, в 2007 году туристическая индустрия Грузии была самой быстрорастущей, причем как по привлечению туристов, так и по росту инвестиций. Объем инвестиций, вложенных в Грузии в туризм в прошлом году, составил около миллиарда долларов. В основном это объекты транснациональных компаний, которые строятся в Тбилиси и на разных курортах.
О том, жителям каких стран видится более заманчивым отдых в Грузии, и что делает страна для привлечения туристов в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал зампредседателя туристического ведомства Грузии Бека Джакели.
- Из каких стран приезжает больше всего туристов?
- На первом месте Азербайджан - это более 281 тысячи человек в прошлом году. На втором месте Турция – 248 тысяч. За ними следует Армения – 243 тысячи. Так выглядит тройка лидеров. Из западных стран по организованному туризму надо выделить Соединенные Штаты (почти 15 тысяч) и Германию (более 14 тысяч).
- Насколько «дешевая» для туристов Грузия?
- В среднем один иностранный турист за время пребывания в Грузии тратит до $1 тыс. Да, главная проблема, которая у нас была, и все еще есть – это высокие цены и низкий относительно них уровень обслуживания. Но цены, как известно, регулирует рынок. Они где-то растут, где-то снижаются – в разных секторах и на разных курортах по-разному. Главное, что мышление бизнесменов ориентировано на рынок, и есть четкое понимание: чем ниже будут цены – тем больше будет клиентов.
Могу привести интересную тенденцию. Наш сосед – Турция - принимает туристов из множества стран мира, предлагает более качественный туристический продукт, чем Грузия, и по сравнительно низким ценам. Я сейчас говорю о морском туризме. Для нас это очень серьезная конкуренция. Но после открытия нового аэропорта в Батуми число турецких визитеров возросло на 400%. Летом в Аджарии отдохнуло около 39 тысяч туристов из Турции. И это - не только за счет аэропорта, есть и приехавшие по сухопутной дороге. Одна из главных причин данного явления – то, что в Грузии развивается туристическая инфраструктура, появляются новые предложения.
Что касается качества сервиса, то государство содействует повышению квалификации обслуживающего персонала. Для этого мы создаем центры профессиональной подготовки, где обучаются профессиям низшей и средней ступени, на которые у нас самый большой спрос. Совместно с министерством образования в Тбилиси учрежден центр профессиональной подготовки «Икарус», который, смело могу сказать, стал одним из самых сильных учебных заведений в стране. Школы туризма сформированы в Кобулети, Телави, Каджрети, реализуются новые учебные программы, и наша цель – создать как можно больше подобных школ и заинтересовать иностранные бренды. Например, у нас были переговоры с самой престижной туристической школой Парижа. Она заинтересована в том, чтобы открыть в Грузии не одну школу в каком-нибудь городе, а открыть целую сеть по всей стране.
- Грузию преследует негативный фон в СМИ из-за противостояния с Россией, перманентной напряженности в Абхазии и Южной Осетии. Как это сказывается на привлечении иностранных туристов?
- Еще не было случая, чтобы из-за этого искусственно созданного негативного фона со стороны России у нас был зафиксирован спад. Все знают, что Грузия – это быстро развивающаяся страна, одна из самых привлекательных в туристическом отношении. Ситуация в Абхазии не может отрицательно влиять на иностранных туристов, ведь они, в основном, посещают Мцхета-Мтианети, Кахети, другие регионы Грузии… Туристам не приходится ездить в Абхазию, приближаться к зоне конфликта. Все время их пребывания в Грузии безопасность гостей гарантирована. А путешествовать сегодня в Грузию может каждый. Визовый режим, пограничные формальности максимально облегчены. Для ряда стран визовый режим вообще упразднен.
- Что делается для популяризации Грузии?
- В прошлом году мы начали кампанию брендинга со слоганом «Здесь началась Европа», и эта кампания не прекратится. Мы популяризируем Грузию в Европе как древнейшую европейскую цивилизацию. Заодно происходит позиционирование государства – мы делаем узнаваемой на международных туристических рынках европейскую страну Georgia, чтобы никто не путал ее с одноименным американским штатом. Это – телевизионная и иная реклама, участие в международных туристических выставках (за год участвуем в более пятнадцати), пресс-туры для иностранных журналистов (приглашаем самые крупные СМИ). На пространстве СНГ мы активно участвуем в выставках на Украине, сотрудничаем с Азербайджаном и Арменией. В этом году впервые за долгое время были в России, и наш стенд взял первое место за дизайн на Московской международной туристической выставке. Мы предлагаем потребителям широкий спектр продуктов. Где-то делаем ставку на винный туризм, в других случаях – на культурной сфере, экотуризме, экстриме или других аспектах.
Однако главным приоритетом для департамента туризма и курортов Грузии является развитие внутреннего туризма. Бека Джакели приводит данные по знаменитым в СССР горнолыжным курортам Бакуриани и Гудаури. Если в Бакуриани только 2% туристов – иностранцы, а остальные 98 – это граждане Грузии, то в случае Гудаури на иностранцев приходится 14%, что объясняется лучшей узнаваемостью этого бренда за рубежом. А если взять морские курорты, то и здесь более 90% отдыхающих составляют грузины, доля же иностранцев колеблется в пределах 7-10%.