Высокий балл, набранный в ходе ЕНТ, дает возможность получить государственный грант на обучение в вузах, составляющий на отдельных специальностях до 2 млн. тенге за весь период обучения, плюс государственную стипендию. Все это долгое время служило приманкой для мастеров «левых» схем, наловчившихся подтасовывать результаты тестирования. Но обеспечить чистоту, беспристрастность при проведении ЕНТ можно и нужно было не унижающими достоинство выпускников техническими средствами, к примеру, установкой системы видеонаблюдения, считает заведующий кафедрой зоологии и гистологии КазНУ им. аль -Фараби Сабыр Нуртазин.
Доктор биологических наук, профессор Нуртазин не участвовал в разработке последней процедуры допуска к сдаче ЕНТ, вызвавшей недавно волну возмущений, но он непосредственно заинтересован в том, чтобы результаты ЕНТ были объективны, а в вузы страны поступали действительно способные ребята.
Мы попросили Сабыра Нуртазина поделиться своими мыслями по поводу обернувшегося скандалом тестирования.
- Уровень подготовки студентов, к сожалению, у нас хромает, и здесь одна из причин в том, что баллы абитуриентов, полученные по ЕНТ, очень часто не отражают их реальных знаний, - ответил профессор Нуртазин. - Это проблема общая, системная, не определяется теми, кто принимает ЕНТ или составителями, но в целом есть еще наверняка и злоупотребления.
Средний балл ЕНТ в этом году, безусловно (мы же все отслеживаем эти процессы), ниже, чем в прошлые годы. Можем ли мы сказать, что нынешний год какой-то особенный, а выпускники очень слабые? Я думаю, выпускники такие же, как обычно, а все дело в том, что в этом году очень строго провели саму процедуру тестирования. Практически исключив – ведь 100% такие вещи гарантировать нельзя – возможность каких-либо злоупотреблений, «левых» вариантов. Вот это, по моему мнению, главное, что привело к понижению общего балла.
- Многие выпускники и их родители возмущались, что на них «миноискателями» искали шпаргалки и заставляли раздеваться донага. Почему именно в этом году такие строгости?
- Я думаю, что на этом настоял наш молодой министр, глубоко порядочный, высокообразованный человек Жансеит Туймебаев. Наверняка поступило и требование сверху, поскольку были претензии к проведению ЕНТ. Представьте: многие школьники набирали высший балл, причем до этого ничем особым не блистали и после зачисления в вузы тоже не показали соответствия этому баллу. Возможно, слишком много льгот связано с этими баллами, очень многое стоит на кону, вот почему, видимо, решили исключить различные «левые» варианты. А как это можно сделать в наших условиях? Здесь, конечно, еще и уровень культуры наших людей: никто ведь не скажет, что наш дорожный полицейский не берет взяток, в развитых же странах такое практически исключено. Такая практика проверки, мне лично она глубоко не симпатична, но понять по-человечески я могу. Однако на будущее нужно процесс проверки продумать таким образом, чтобы не были оскорблены достоинства подростков. Экзамен - это напряжение, стресс, и надо к минимуму свести любое стрессовое воздействие. Делать это доброжелательнее проще, там же можно установить видеокамеры и вести на них запись, что исключит возможность пользоваться шпаргалками, сотовыми телефонами и т.д. Тогда можно будет обойтись просто наружным досмотром и при этом не лезть куда-то в интимные места.
- А для воспрепятствования пользования сотовыми телефонами можно включить генераторы белого шума?
- Конечно, все это можно было сделать другими методами, но те, кому было поручено, технические исполнители, наверняка палку перегнули.
- А за рубежом тоже такая процедура сдачи ЕНТ?
- В зарубежных странах система отбора лиц, поступающих в университет, совершенно иная, там очень рано происходит разделение на тех, кто учится в гимназии, и тех, кто учится в лицее. То есть школьники в Германии, Франции, Австрии уже в 4-5 классах узнают, что никогда не поступят в университет. Продолжат учебу, а по окончании лицея могут получить рабочую специальность слесаря-водопроводчика-парикмахера, но в университеты они просто не имеют права поступать, поскольку не получили среднего соответствующего образования, которое даст возможность успешно учиться дальше. Такое заключение делается на основе их оценок. Они отбираются по своим качествам – не обязательно по интеллекту – отношение к учебе у ребят может быть разным, интеллектуально ребенок может быть достаточно развит, но у него нет усидчивости или просто интереса к учебе. За рубежом отбор идет многоступенчатый, и в результате выпускник с высоким баллом в странах Балтии, в Германии, Австрии, Франции – уже смотрит, в какие вузы он проходит с этим баллом, который, естественно, отражает его успехи в обучении за все годы. Вот почему элемент случайности там практически исключен. В Евросоюзе теперь единое образовательное пространство, и выпускник может по рейтингам выбирать университет в любой из этих стран.