Год интенсивной внешкольной подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ) в Казахстане обойдется в 18 тысяч тенге. Несколько лет назад молодые разработчики придумали систему анализа результатов тестирования (SAR), а в 2016 году представили ее на конкурсе "Построй свой бизнес". В итоге для укрепления бизнеса получили поощрительный грант в размере 25 тысяч долларов.
Система анализа результатов тестирования SAR - способ подготовки к ЕНТ онлайн. Эта система находится в общем доступе, можно пройти пробное тестирование (за 260 тенге), зарегистрироваться и купить подписку на неделю, месяц или год (стоимость 1500, 3500 и 18 000 тенге соответственно). Кроме того, можно получить тематическую диагностику по одному предмету или за определенный класс по выбранной теме. Также система предоставляет возможность планирования учебного процесса. Один из руководителей проекта, молодой предприниматель Санжар Курмангалиев, рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, как появилась и развивалась идея и каких результатов получилось добиться.
- Расскажите немного о себе: когда и как вы начали заниматься бизнесом?
- Во время моей учебы в университете заниматься бизнесом было «модно». Как говорится, “от сессии до сессии живут студенты весело”. И правда, сложно придумать более весёлую жизненную пору, чем студенчество: студент – уже не ребёнок, а свободный человек, но при этом ещё не совсем взрослый. И всё в студенчестве хорошо и прекрасно, кроме двух вещей: сессии и отсутствия денег. Конечно, приходилось искать, придумывать и использовать любую возможность заработать. Сейчас оглядываясь назад, понимаю, что тот мой дополнительный заработок якобы с помощью организации «бизнеса», который покрывал отсутствие денег, я не могу назвать бизнесом или чем-то в этом роде.
- Как пришла идея создания SAR? Кто, помимо вас, участвовал в разработке и создании системы?
- В 2013 году я устроился на работу в международный центр образования EDTECH, который занимается развитием образования в Казахстане. Идея создания программы, которая будет диагностировать качество знаний учащихся, принадлежит генеральному директору центра и по совместительству моему наставнику - Бейсембаеву Гани Бектаевичу. Заразившись этой задумкой, я занялся подробным изучением психологии в педагогике, педагогических измерений и в целом системы образования в Казахстане.
- Как разрабатывался проект? Привлекали ли вы для разработки и запуска проекта инвесторов?
- Изначально мы подробно изучили рынок и образовательный сегмент в Казахстане. Параллельно разрабатывали план, ставили основные задачи и цели. Когда база была подготовлена, мы совместно с командой разработчиков моего дипломного руководителя в университете начали реализацию и запуск системы. Проект зарождался методом «бутстрэппинга» (начало бизнеса при небольшом финансировании - ред.). Инвесторов мы не привлекали, основное финансирование проекта было за счет МЦО «EDTECH».
- Какие главные цели и задачи вы ставили перед собой, разрабатывая проект?
- Главная цель проекта - это выявление недочётов, ошибок и пробелов в знаниях школьников. Когда мы работали над проектом, перед нами стояли две задачи: создать объективную систему диагностики учебных достижений учащегося и объективную систему оценки качества образования. Они и являются основой системы SAR.
- Когда был запущен проект и сколько пользователей было первое время?
- Проект запустили в 2013 году. Первое время в системе было 13000 пользователей. Изначально SAR была инструментом веб-сервиса управления учебным процессом, который использовали для отслеживания и прогнозирования результатов подготовки. Путем проведения тестирования по формату ЕНТ система предоставляла «мобильный отчет-анализ» руководителям, преподавателям, учащимся и их родителям.
- После получения гранта получилось ли вывести систему на новый уровень?
- Несомненно. Мы увеличили производственную мощность, а также захотели показать и социальную сторону проекта. Совместно с акиматами мы организовали акцию «Выяви пробелы в знаниях с SAR». Нашей целью было охватить как можно больше учащихся 10 классов и показать им эффективный метод подготовки к будущим экзаменам. Можно сказать, что нам это удалось - в акции приняло участие 40 000 десятиклассников.
На сегодняшний день в системе активно работают Карагандинская область, Жамбылская область, Западно-Казахстанская область, Мангистауская и Акмолинская области и 18 городов Казахстана. Сейчас у нас более 70 000 постоянных пользователей, и мы уже вышли на окупаемость.
- Какие предметы более популярны среди школьников? По вашим данным, можете ли вы сделать какой-либо вывод по подготовленности школьников к ЕНТ?
- При сдаче ЕНТ есть 4 основных предмета - это казахский язык, русский язык, математика и история Казахстана, которые являются неизменными и 5-й предмет является профильным предметом в зависимости от того, на какую специальность абитуриент изъявил желание поступить. Среди профильных предметов самые популярные - это физика, география, биология и английский язык.
За 3 года проведения тестирований во всех регионах РК мы, конечно, сделали определенные выводы. Львиная доля учащихся считает наиболее сложным предметом математику. Чаще всего наименее усвоенные темы по этому предмету: «Преобразования тригонометрических выражений», «Первообразная функции и её применение», «Определенный интеграл и его применение»,«Стереометрия». Мы предоставляем рекомендации, что же с этими пробелами в знаниях делать. Есть школы районы, города и области, которые после использования системы забирались на первые строчки рейтинга.
- Какие еще интересные проекты вы разрабатывали? А какие планируете запустить в будущем?
- Разрабатывали и успешно внедрили профессиональную диагностику для учащихся 9,10,11 классов. Был в команде при разработке и внедрении профориентации для соискателей в ряде областей РК. Также со стороны государства поступают заказы на модернизацию и разработку систем в сфере IT. На самом деле проектов много.
- Планируются ли в дальнейшем какие-либо улучшения и нововведения в системе?
- Да, есть еще направление, которого нет у нас в образовательной сфере Казахстана. Сейчас мы работаем над этим. Пока еще не могу рассказать подробности.