В Казахстане создается сеть торгово-развлекательных центров
Потребительский рынок Казахстана движется в направлении качественного развития. Если еще десять лет назад предпочтение отдавалось слабо организованным формам торговли в виде стихийно возникающих рынков с предложением товара сомнительного качества и производства, то сегодня потребитель становится более требовательным и взыскательным. Бренд, ассортимент товаров, качество и дополнительные услуги в сфере торгового обслуживания становятся одними из основных критериев при принятии решения о покупке. Рост покупательной способности населения породил спрос на товары и услуги не только из цели удовлетворения первичных потребностей, но и с целью более эстетичного и грамотного подхода к процессу приобретения товаров и услуг. В последнее время в республике наметился процесс активного перехода к организованным формам торговли: началась реконструкция старых рынков, строительство и введение в эксплуатацию современных крупных торговых и развлекательных центров. По данным Национального банка РК, прямые иностранные инвестиции в сферу торговли составили $1253,4 млн. в 2007 году, что в 4 раза превышают показатель 2005 года.
Деньги - строительство – ритейл
На сегодня в Алматы существуют такие крупные торгово-развлекательные центры, как «Мега Алма-Ата», «Рамстор», «SilkWay», «SilkWayСity», «Ритц-Палас», «Promenade», «СityPlus», «Maxima» и другие. Тем временем в Алматы, Астане и Костанае планируется создание новой сети торгово-развлекательных центров «Asia-park» и «Mart».
К реализации проектов приступила девелоперская компания «Arcada», специализирующаяся на предоставлении услуг в области девелопмента недвижимости и управляющая сетью торгово-развлекательных центров в Казахстане. Как рассказал коммерческий директор компании Сергей Вдонин на пресс-конференции, посвященной презентации сети, «Arcada» владеет действующими торговыми комплексами в двух городах Казахстана: Караганде и Костанае. Концепция, которой придерживается компания, - это совмещение приятного и удобного процесса покупок с их доступностью широкому кругу потребителей, а также сотрудничество с арендаторами, ориентированными на массового покупателя.
Открытие объекта в Астане запланировано на 1 апреля 2009 года, в Алматы – в ноябре 2009 года, в Костанае – в марте 2010 года. Срок окупаемости проектов составляет 5-7 лет. Площадь торговых центров варьируется от 25 000 до 45000 кв. м. Процессы разработки и создания проектов были освещены с трех сторон: со стороны девелоперов, закладывающих идеи, концепции и технологические начинки проектов, представителей банка - источника финансирования, и розничного оператора, работающего для конечного потребителя. Деньги - строительство – ритейл, именно такую цепочку выстроили организаторы.
На развитие проектов кредитную линию в размере $30 млн. компании предоставил «БанкЦентрКредит». Средства, выделяемые банком, идут на строительство объекта «Asia-park» в Астане, на финансирование объектов Алматы и Костаная денежные средства банка не привлекались.
Основными арендаторами площадей новых торгово-развлекательных центров станут российские и международные сети ритейла. На данный момента компания «Arcada» подписала договор о сотрудничестве с российской федеральной сетью гипермаркетов «Вестер», работающей на рынке ритейла более 17 лет. Объекты федеральной сети представлены в регионах России, Беларуси, Украины и Казахстана.
Первый гипермаркет «Вестер» в Казахстане общей площадью 5500 кв. м был открыт в сентябре прошлого года в Караганде.
По поводу построения бизнеса в Казахстане компания настроена оптимистично и решительно. Так, в 2008 году планируется открыть еще восемь объектов российского гипермаркета: шесть - в Алматы и два - в Астане. Всего на развитие торговых объектов компания планирует инвестировать сумму в размере $38,7 млн. К 2009 году сеть гипермаркетов российской компании намечено расширить в таких городах Казахстана, как Актау, Атырау, Уральск, Актобе, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Павлодар и Шымкент. Привлекательность казахстанского рынка для российского оператора директор по развитию бизнеса «Вестер-Казахстан» Алмат Шанкибаев объяснил наличием в республике свободных торговых площадей, грамотных девелоперов и общей тенденцией развития казахстанского потребительского рынка.
Здоровая конкуренция
Для оценки насыщенности рынка страны торгово-развлекательными центрами, г-н Вдонин привел показатели количества квадратных метров торгово-развлекательных комплексов на тысячу человек. По словам специалиста, в Европе данный показатель составляет около 500-600 кв. м на 1000 человек. По Казахстану в среднем он составляет 120-150 кв. м на 1000 человек, что демонстрирует наличие свободных ниш на рынке. Сергей Вдовин уверен, что в течение пяти лет в Казахстане должен произойти качественный скачок, когда основная масса активных потребителей переориентируется на современные торговые центры.
Тем временем конкуренция в отрасли, которую признают сами создатели проекта, их нисколько не смущает. «Это здоровая конкуренция между арендаторами и торговыми марками, вследствие которой выигрывает только потребитель. Она приведет к снижению цен и повышению качества товара», - считает коммерческий директор компании «Arcada».
Свои возможности компания оценивает следующим образом: в целом по Казахстану она планирует занять 5-7% общей доли рынка, однако с учетом индивидуальных особенностей каждого города. Так, в Костанае доля качественных торговых площадей компании составит порядка 90%, в Астане, которая динамично развивается и где запущен ряд аналогичных проектов, – около 10-15%, в Алматы – около 5-10%.
По мнению г-на Вдонина, в первую очередь необходимо ориентироваться на количество квадратных метров. К 2010 году показатель обеспеченности качественными торговыми площадями достигнет 300 кв. м на 1000 человек. В Алматы на сегодня функционирует 570 тыс. кв. м, еще 200 тыс. может запуститься, в Астане задействовано 200-300 тыс. кв. м. «Конкуренты есть, но их мало и недостаточно для здоровой конкуренции. Средний класс в скором будущем, безусловно, переориентируется на цивилизованные формы торговли. Кроме того, скоро наступит время конкурентной борьбы между торговыми центрами по стоимости и узнаваемости бренда, поэтому уже сегодня следует проводить большую работу по формированию качественного, яркого и уверенного имиджа компании», - считает Сергей Вдонин.