Верная политика мотивации позволит избежать нападок хэдхантеров
Как только люди становятся уникальным конкурентным преимуществом – они становятся капиталом, а чем больше капитала, тем лучше – значит нужно инвестировать в людей.
П. Друкер
До 250 тысяч долларов готовы заплатить работодатели за квалифицированного управленца в Казахстане. Дефицит менеджеров высшего звена растет. Усиливается и борьба среди рекрутинговых компаний за кадры. Наиболее эффективный способ найти достойного кандидата в этом случае - метод хэдхантинга. В конечном итоге специалист из одной компании переходит в другую.
Рынок растет, и нехватка специалистов ощущается все сильнее. Наиболее дефицитными специальностями в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, считаются квалифицированные управленцы всех уровней. Руслан Калимуллин, консультант Talent Equity, отмечает: «Всегда востребован профессионализм и успешный опыт. Если говорить об очагах кадрового дефицита, то, на мой взгляд, на сегодняшний день в Казахстане как никогда возрос спрос на квалифицированных управленцев всех уровней. Рост рынка действительно ощутимый в следующих областях - крайне востребованы генеральные директора, успешные руководители в области корпоративных финансов, проджект-менеджеры и директора по управлению человеческим капиталом, но только те HR-директора, которых хочется сажать в правление. За последний год также серьезно возрос спрос на иностранных топ-менеджеров, а с повышением роли корпоративного управления, и на независимых директоров».
Нехватка специалистов превратилась в проблему уже не только работодателей, но и рекрутинговых компаний. Растущий бизнес опережает развитие уровня кадров, пэотому неопытные компании порой привлекают к управлению малоопытных специалистов. Правда, первый же провальный проект изменяет отношение к принимающим решение специалистам.
Генеральный директор JIB Group Гульзара Маулетдин также считает главной проблемой дефицит профессиональных кадров. «Требования к специалистам растут, причем растут быстрее, чем специалисты успевают готовиться», - отмечает она.
Кадровый голод в области менеджеров высшего звена привел к переманиванию специалистов из одной компании в другую. Хэдхантеры для достижения своей цели прибегают к самым различным способам. Как правило, рекрутеры изучают рынок, выявляют среди имеющихся работников лучших и способных к принятию верных решений, а затем подбирают «ключик», которым привлекают специалиста в другую компанию.
По мнению специалистов, переманивание - это самый эффективный способ поиска будущих сотрудников.«Охотники за головами», как правило, предлагают им более высокую зарплату и лучшие условия труда.
«Переманивание является типичной чертой любого бизнеса. Все больше собственников уже громогласно одобряют переманивание, поскольку убеждены, что в наступающей в Казахстане войне за таланты единственным способом привлечения квалифицированных, опытных, успешных топ-менеджеров является их переманивание из других компаний. Это, в свою очередь, стимулирует рост заработных плат. В данном смысле мы вступаем только в первую фазу войны за таланты - когда на повышение зарплаты толкает собственника то, что если уж набрал лучших, уникальных, самых эффективных и производительных, то их надо удерживать деньгами, чтобы не ушли к конкуренту, чтобы не остаться без команды, чтобы не воровали. Управленческий талант в условиях кризиса – ключевое конкурентное преимущество и основная движущая сила организаций в борьбе за доли рынка», - полагает Руслан Калимуллин.
Что может предпринять компания для удержания наиболее ценных сотрудников?
Специалисты считают, что работодатель должен создать для сотрудников правильную мотивационную политику - соответствующий оклад и комфортные условия для работы. Оптимально, если работодатель отслеживает, сколько за подобную позицию предлагают другие компании.
Руслан Калимуллин утверждает, что для того, чтобы привлекать и удерживать нужных сотрудников, в первую очередь необходимо хорошо представлять, как оплачивается их труд в других компаниях. Знание рыночной стоимости специалистов защищает компанию от негативных последствий недоплаты или перерасхода средств. Оно помогает понять, откуда и чем можно привлечь профессионалов, куда, почему и когда они могут уйти. Исследования рынка заработных плат помогают найти ответы на вопросы, интересующие каждого работодателя – кому, сколько платят на рынке труда, и делают компанию конкурентоспособной.
Эксперты считают, что этика на отечественном рекрутинговом рынке не соблюдается, но чтобы этот рынок развивался, нужно все-таки соблюдать определенные правила.
«Можно долго и много говорить об этике, но, на мой взгляд, одним из важных столпов, «священной коровой» для любого рекрутера должна быть так называемая политика «off limits», согласно которой, компания не должна иметь никаких контактов с сотрудниками компании клиента. Этичен ли сам хэдхантинг? Безусловно, да! Ведь это социально полезный, необходимый и естественный бизнес-процесс. Вследствие деятельности профессиональных консультантов executive search способные менеджеры переходят на более перспективные места, но на их прежние места тоже приходят способные люди, может быть, менее опытные. «Новый» персонал нужен компаниям, чтобы двигаться вперед», - отмечает г-н Калимуллин в интервью «Капитал.kz».