На месте игорных клубов в Казахстане будут открыты магазины
Инвестиционный холдинг Finstar, специализирующийся на развитии проектов в сфере недвижимости, игорном бизнесе и розничной торговле, выходит в Казахстане на новый рыночный сегмент, сообщает газета «Ведомости». До вступления в силу Закона РК «Об игорном бизнесе» деятельность холдинга была сосредоточена на казино и залах игровых автоматов. Однако в связи с запретом на осуществление этого вида бизнеса на любой территории, кроме двух специальных зон: Щучинского района Акмолинской области и побережья Капшагайского водохранилища, перед Finstar встал вопрос о перепрофилировании бизнеса в Казахстане. Формат, на котором остановили свое решение владельцы холдинга - drogerie - розничная торговля недорогой косметикой, аксессуарами, предметами гигиены и другими товарами первой необходимости. В Европе drogerie существует уже три десятка лет, количество таких магазинов там сопоставимо с продуктовыми дискаунтерами. Например, в Германии через них проходит до 40% всего оборота косметики и парфюмерии.
Курс на drogerie
Как рассказала «Капитал.kz» представитель российского холдинга Лариса Шишкина, решение о перепрофилировании бизнеса в данном формате одобрено всеми акционерами компании. В России еще три-пять лет назад до 50% продаж парфюмерии, косметики, бытовой химии приходилось на уличную торговлю (лотки и вещевые рынки), сегодня доля нецивилизованной торговли сократилась до 30%, и она продолжает уменьшаться. Такая тенденция заставила аналитиков холдинга обратить внимание на казахстанский рынок.
В ходе исследований отмечено снижение доли товарооборота через уличные рынки с 65% в 2004 году до 58% в 2005-м. В это же время оборот организованной торговли увеличился за год на 35%. Анализ товарооборота и основных игроков данного рынка в Казахстане убедил владельцев в принятии решения в пользу развития бизнеса в формате drogerie.
Холдинг уверен в грамотности своего менеджмента, а наличие уже существующих помещений считает хорошей предпосылкой для удачного выхода на рынок недорогой косметики, аксессуаров и других товаров по уходу за собой и своим домом. Площади, используемые ранее под казино и игровые залы, будут по всем параметрам изменены под магазины розничной торговли. В Алматы, по данным Центра коммерческой недвижимости, торговля идет на территории около 3 млн. квадратных метров. Таким образом, торговая площадь на человека составляет 2,5 кв. метра.
По словам г-жи Шишкиной, несмотря на то, что проект является пилотным, на сегодня уже открыто 14 магазинов: 11 - в Алматы и 3 - в Астане. Их площадь составляет от 120 до 350 квадратных метров, а товарная матрица включает в себя 5000 - 15000 наименований товара. Основными преимуществами Лариса Шишкина назвала мультибрендовый выбор и низкое ценовое предложение. Так, средний чек на покупку в сети магазинов не превышает $8-10.
Станет ли рынок качественней?
За комментариями по данному вопросу «Капитал.kz» обратился к генеральному директору центральноазиатского агентства по франчайзингу «Cafla» Бекнуру Кисикову. По его мнению, открытие в Казахстане сети магазинов OlMart - это еще один шаг на пути к качественному рынку в республике. «Экономическая ситуация в Казахстане складывается таким образом, что быстрые инвесторы ушли со спекулятивно раздутого рынка недвижимости, произошло освобождение активов. То же самое можно сказать и о рынке казино и игровых автоматов. С их закрытием был осуществлен переток ресурсов в отрасли, где создаются товары с добавленной стоимостью, которые могли бы способствовать повышению занятости населения», - считает г-н Кисиков. Сектор розничных магазинов еще недостаточно развит в Казахстане и, в основном, наполнен магазинами просоветского типа. Отсутствуют ярко выраженная концепция, бренд, товарная номенклатура. По мнению специалиста, еще несколько лет назад в республике можно было выделить лишь один по-настоящему брендированный магазин «Ramstor». На сегодня ситуация уже меняется, на рынок выходят грамотные игроки, развивающие сеть розничных магазинов.
Также положительные тенденции в развитии этой отрасли видит Изабелла Пластовец, исполнительный директор SIP ADVISER. Как она считает, конкуренция в данной отрасли существует: это уже зарекомендовавшие себя отечественным потребителям сети магазинов «Beautymaniya», «Mon Amie», «Французский дом». Однако товар, с которым холдинг собирается выходить на рынок, пользуется значительным спросом, отрасль динамично развивается, и во многом все будет зависеть от того, какие специалисты будут работать над продвижением новых магазинов.
Г-н Кисиков же полагает, что сегмент именно недорогой косметики и аксессуаров еще никем не занят. Около 80-90% населения предпочитает недорогую косметику и другие бытовые товары. Это способствует развитию сетевого маркетинга, что не самым лучшим образом отражается на казахстанской экономике. Сеть недорогих магазинов и бутиков, по мнению аналитика, хорошая альтернатива сетевому маркетингу.
«Единственная сложность, с которой может столкнуться российский ритейлер, - отмечает г-жа Пластовец, - это изменение форматов бывших игровых салонов. Перепрофилирование площадей под специальные коммерческие помещения - процесс сложный и трудоемкий, привлечение новых – недешевый. И в том, и в другом варианте потребуются значительные инвестиционные вложения».
Аналитики также сходятся во мнении, что розничный рынок косметики и парфюмерии в Казахстане будет расширяться. Объемы данного рынка составляют сотни миллионов долларов, это при наличии незначительного количества игроков, которые, в основном, ориентированы на достаточно дорогую продукцию. В то же время 80% потребителей предпочитают недорогую, но эксклюзивную косметику, небольшое предложение которой и отмечается на сегодня. Если правильно найти свободную нишу на новом рынке, то свой потребительский спрос население будет удовлетворять в специализированных магазинах, а не на хаотичных рынках и базарах.