Грузия выбирает
АВТОР

28.02.2008 • 04:27 777

Грузия выбирает

Железные дороги страны привлекательны для многих

Азербайджан намерен принять участие в приватизации ООО «Грузинские железные дороги» (ГЖД). Как сообщил министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, в связи с этим в ближайшее время грузинскому правительству будут представлены соответствующие документы. По его мнению, сумма в $1 млрд., которую грузинские власти предлагают инвестировать в развитие ГЖД, вполне приемлема для Азербайджана.

В приватизации ГЖД намерены принять участие предприятия РФ, Казахстана, США и Швейцарии. Напомним, что в прошлом году грузинское руководство решило передать свои железные дороги в управление британской компании Parkfield Investment, которая обещала вложить в реконструкцию ГЖД $1 млрд., но соглашение с британцами так и не было заключено. Стремление ОАО «Российские железные дороги» приватизировать железные дороги Грузии носит, по мнению последней, политический оттенок. Страна увязывает этот вопрос с позицией РФ в отношении абхазской и южноосетинской проблем.

Выгодная партия

Азербайджан в этом плане находится в лучшем положении, являясь стратегическим партнером Грузии на Южном Кавказе. Азербайджан уже участвует в реконструкции грузинской железной дороги в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Кроме того, Баку обязался предоставить льготный кредит Грузии в размере $220 млн. сроком на 5 лет для того, чтобы Тбилиси финансировал свою часть проекта БТК. В прошлом году Международный банк Азербайджана перевел на счет ООО «Грузинские железные дороги» первый транш в размере $40 млн. За счет кредита азербайджанского банка будет построен недостающий 30-тикилометровый участок железной дороги для соединения железнодорожных систем Грузии и Турции, а также пункт по замене колесных пар. 

Кроме того, из этого же кредита будет реконструировано 160 км грузинской железной дороги. Участие Азербайджана в приватизации ГЖД в Баку рассматривают в контексте перспектив проекта БТК. В минтрансе Азербайджана отмечают, что строительство БТК планируется завершить в конце этого года, а с 2009 года БТК будет работать в рентабельном режиме. В транспортном ведомстве на 2009 год прогнозируют перевозку по БТК 3 млн. тонн грузов с последующим увеличением до 5 млн. тонн. К 2012 году объем перевозок возрастет до 15 млн. тонн, а в 2015-ом - до 20 млн. 

Учитывая вышеперечисленное, можно с большой долей вероятности предположить, что при приблизительно равных предложениях со стороны претендентов Министерство транспорта Азербайджана имеет более высокие шансы приватизировать ГЖД. Напомним, что протяженность железной дороги Грузии составляет 1575 км. В случае если Грузия отдаст предпочтение на приватизацию ГЖД минтрансу Азербайджана, это ведомство будет осуществлять процесс реконструкции ж/д одновременно с реконструкцией собственной азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД). 

Правительство Азербайджана практически завершило подготовку государственной программы реконструкции АГЖД, которая рассчитана на 2008-2011 годы, стоимостью в $1,2 млрд. Эта программа включает в себя модернизацию железнодорожной сети, покупку локомотивов, вагонов, реструктуризацию управления АГЖД. Финансирование будет осуществлено из госбюджета и кредитов международных финансовых структур. Всемирный банк выразил готовность предоставить кредит в размере $450 млн. при условии, что АГЖД преобразуется в акционерное общество. Примерно такую же сумму готов предоставить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

На начальном этапе ЕБРР предложил кредит в размере $50 млн. на ремонт и обновление локомотивного парка АГЖД, оборудований железнодорожных станций, механизмов для технического обслуживания путей. Проект для первого транша в $30 млн. на покупку локомотивов прошел финальное рассмотрение, и совет директоров ЕБРР собирается принять окончательное решение в начале следующего месяца.

По мнению министра транспорта Азербайджана Зии Мамедова, крупные вложения в данную сферу неизбежны. Это продиктовано двукратным ростом ВВП Азербайджана и повышением среднегодового прироста грузоперевозок в размере 11,5%.

Эксперты отмечают, что реконструкция железнодорожных систем Грузии и Азербайджана будет иметь позитивное влияние на развитие экономических отношений этих стран с Казахстаном. В прошлом году был подписан протокол по развитию транспортных инфраструктур Казахстана, Азербайджана и Грузии. В рамках данного документа планируется развить линию перевозок Актау-Баку-Поти. В Баку этот маршрут считают очень конкурентоспособным с точки зрения времени на перевозку, себестоимости и других факторов. 

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Азербайджан транспортная инфраструктура

28.02.2008 • 04:27 777

Поделиться
Грузия выбирает
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus