Стоит ли ожидать колебания цен на ГСМ?
В течение последних двух месяцев в России наметилась тенденция снижения оптовой стоимости нефтепродуктов, и, по прогнозам аналитиков, она сохранится и в феврале, сообщает газета «Ведомости». Однако, что касается розничных цен, в частности на бензин, то они наоборот пошли вверх. Для того, чтобы выяснить то, как складывается ситуация на казахстанском рынке, «Капитал.kz» обратился за комментариями к специалистам.
Наиболее популярными в Алматы по-прежнему являются АЗС компаний АО «КазМунайГаз» и Helios. При этом цены на ГСМ на заправках «КазМунайГаз» представлены следующим образом: АИ 80 - 76 тенге, АИ 92 - 87 тенге, АИ 96 - 97 тенге и дизельное топливо (ДТ) - 68 тенге. Helios же предлагает владельцам авто заправить АИ 80 - по 76 тенге, АИ 93 - по 87 тенге, а ДТ - по 73 тенге.
В Астане обе компании на своих заправках сохраняют алматинские цены на бензин и дизтопливо, но кроме них в столице в числе лидеров по количеству клиентов оказались АЗС компании «Шевройл», которая реализует ГСМ по тем же самым ценам. В Караганде самыми популярными стали АЗС Helios и «Седа». Обе компании определенно решили остаться в общей ценовой нише. Таким образом, на сегодняшний день в городах Казахстана, по большому счету, цены на бензин и дизельное топливо держатся на одном уровне.
На вопрос «Капитал.kz» о том, стоит ли ожидать каких-либо колебаний цен на ГСМ в Казахстане в ближайшее время, ответил Денис Трандафилов, директор департамента маркетинга ТОО «Helios». «16 января этого года министр энергетики и минеральных ресурсов РК Сауат Мынбаев подписал Меморандум по обеспечению стабильности цен на нефтепродукты в I квартале 2008 года, - рассказал г-н Трандафилов. – Вот почему можно сказать, что до конца указанного периода изменение цен на ГСМ в сторону увеличения не предвидится».
Прогнозируя развитие ситуации в дальнейшем, представитель Helios отметил, что здесь все зависит от развития рыночной конъюнктуры. По его словам, казахстанский рынок нефтепродуктов сильно зависит от мировых тенденций, а, как показывает практика, в канун весенне-летнего сезона растет их потребление, а вместе с этим повышаются и цены.
«Цены на ГСМ повышаются по нескольким причинам, - резюмирует г-н Трандафилов. – Во-первых, в результате роста мировых цен на нефть, во-вторых, из-за нестабильного обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка страны». Кроме того, как он считает, необходимо учитывать повышение их стоимости в России, потому как Казахстан зависит от импорта соседа. Подорожание бензина в республике часто становится отголоском роста цен на ГСМ в государствах Центральной Азии.
Плюс ко всему, возможное введение таможенных пошлин на экспорт нефти со стороны России для Казахстана тоже станет поводом для увеличения цен. Следовательно, по словам Дениса Трандафилова, вероятней всего, во II квартале 2008 года стоимость ГСМ на рынке Казахстана пойдет на увеличение, как это происходило в течение нескольких предыдущих лет. С ним, в свою очередь, согласен Каыпбек Камбаров, президент Ассоциации автозаправщиков.
По его мнению, бензин и дизельное топливо однозначно повысятся в цене в весенний период. «Прежде всего, это произойдет в тех регионах страны, где ведутся посевные работы, - говорит г-н Камбаров. - Данный период всегда характеризуется повышенным потреблением дизельного топлива и солярки, а соответственно подорожанием ГСМ». Кроме того, отметил он, только в зимнее время, особенно после новогодних праздников, отмечается снижение потребления бензина, но ближе к апрелю спрос на него снова возрастет.