У экспатов в Казахстане по-прежнему привилегированное положение
Экономика Казахстана, рост которой за прошедший 2007 год был оценен в 8,7%, развитие добывающей промышленности, до недавнего времени – банковского сектора, повышенный интерес к казахстанскому рынку со стороны иностранных компаний и другие факторы - обеспечили стране еще больший спрос на рабочую силу. В том числе и иностранную.
Повинуясь требованиям рынка, увеличился и поток в республику так называемых экспатов - иностранных сотрудников компаний. Возрос ли спрос на иностранных специалистов в процентном соотношении, остается под вопросом, но в целом привлечение экспатов на казахстанский рынок с каждым годом становится все активнее. По мнению директора по развитию бизнеса агентства «Optimum Consulting Services» Дины Абылхожиной: «Интерес к западным специалистам растет, но лишь в некоторых сферах – по большей части это касается банковского, нефтегазового секторов и инвестиционно-брокерских компаний». Насколько выгодно казахстанским работодателям привлекать зарубежных специалистов, «Капитал.kz» рассказали представители рекрутинговых компаний Казахстана.
По мнению генерального директора консалтинговой группы компаний JIB group Гульзары Маулетдин, привлекать иностранных специалистов выгодно, но на старте проекта. Причем проекта не локального, а глобального. Обусловлено это тем, что в основном иностранные специалисты являются носителями знаний внедряемых технологий, стратегии развития проекта, что очень важно на начальном этапе. Ее мнение разделяет и ведущий специалист по подбору персонала рекрутинговой компании «Personnel agency «Top Consulting» Елена Ким. «Многие компании хотят видеть иностранных специалистов в качестве первых руководителей. Само привлечение экспатов выгодно, но только с точки зрения опыта специалиста», - отмечает г-жа Ким.
Альтернативное решение
Привлечение иностранных работников создает определенную конкуренцию казахстанским специалистам. Однако в полной мере прибегнуть к альтернативному варианту обучения собственных кадров компании могут не всегда. «Я могу выделить два подхода компаний в плане кадровой политики, - говорит Гульзара Маулетдин. - Первый – когда на стадии становления бизнеса процесс контролируют иностранные управленцы, параллельно проводя подготовку местных специалистов на соответствие стандартам того бизнеса и компании, в которой работают. По истечении определенного срока офис полностью заменяется местными специалистами, за исключением, разве что, нескольких высших руководящих должностей».
Второй путь, по ее словам, – когда у компании развита система внутренних перемещений. Скажем, человек возглавляет офис в Праге, через 3 года он знает, что будет возглавлять офис в Алматы и так далее. «Процесс воспитания кадров идет постоянно, - продолжает рекрутер, - но он занимает время, а время – деньги. Нужен разумный подход, нельзя тормозить развитие бизнеса только потому, что компания занята воспитанием собственных кадров».
Политики кадрового протекционизма больше придерживается г-жа Абылхожина: «У нас есть и свои кадры, которые необходимо растить, развивать и обучать. Вложение в человеческий ресурс (в нашем случае - казахстанские специалисты) является самой ценной инвестицией в будущее любой страны. Бывают случаи, когда при привлечении зарубежных специалистов возникает так называемый конфликт интересов. Отношение некоторых западных соискателей (как правило, топ-менеджеров) к Казахстану, как к сравнительно молодому государству и, с их точки зрения, с рыночной экономикой, пребывающей пока лишь в зачаточном состоянии, иногда может негативно сказываться на эффективности работы специалиста и на компании в целом».
Негативные стороны привлечения экспатов кроются не только в этом. Сама релокация кандидата связана с определенными трудностями, начиная от компенсации за переезд, заканчивая различиями в менталитете, культурными, языковыми и даже климатическими неудобствами. Соответственно и стоимость специалиста вырастает в несколько раз.
Основной «поставщик»
В список основных «поставщиков» специалистов, согласно проведенному опросу, попали Англия, Австрия, Россия, Америка, Украина, Италия и страны Азии – Корея, Япония, Китай. То есть те страны, которые обладают большим интеллектуальным ресурсом, развитой экономикой, и у которых есть силы, возможность и желание осваивать новые рынки. Но, как отметила директор JIB group, не для всех стран и глобальных бизнесов Казахстан привлекателен. «У нас большая территория и маленькое население. Думаю, это сдерживающий фактор на пути более активного участия иностранцев на казахстанском рынке», - говорит специалист.
Основная доля запросов казахстанских работодателей приходится на специалистов высшего звена. Среди наиболее востребованных экспатов – специалисты технических специальностей. В этой сфере лидирует нефтегазовый сектор Казахстана. По словам г-жи Абылхожиной, повышенный интерес к специалистам в данной сфере обусловлен застоем 90-х годов по подготовке профессионалов в технической области, что сейчас и сказывается на рынке. Также активно прибегают к услугам привлеченных специалистов банки. Популярностью пользуются руководители розничных сетей, финансисты, стратеги, менеджеры по проектам, менеджеры по развитию бизнеса. «Заказывают» и руководителей крупных HR отделов.
Между тем говорить о том, что привлечение иностранных специалистов всегда обусловлено недостаточной квалификацией казахстанских кадров ни в коем случае нельзя. Так, по мнению Дины Абылхожиной, в том, что во многих представительствах иностранных компаний в Казахстане руководящие посты занимают «свои» люди, ничего необычного нет. То же самое можно сказать и о казахстанских дочерних компаниях и банках, имеющих свои офисы за рубежом, где во главе компаний стоят казахстанцы.
Основываясь на опыте всех опрошенных компаний по подбору персонала, можно сказать, что в одном они единодушны. Условия, которые создают работодатели в Казахстане для местных специалистов и привлеченных, нельзя назвать сопоставимыми. Различные компенсации, бонусы и другие привилегии обеспечивают экспатам не только высокую заработную плату, но и более укомплектованный соцпакет. Хотя, по мнению специалистов, в последнее время работодатели пытаются создать баланс и сгладить разницу.