Как оценивается казахстанский опыт по решению межэтнических проблем?
«Казахстан в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году может сыграть большую роль в решении межэтнических проблем», - об этом заявил верховный комиссар парламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) Кнут Воллебек по итогам переговоров с министром иностранных дел РК Маратом Тажиным. Переговоры Кнута Воллебека и Марата Тажина состоялись в Астане в рамках 17-й ежегодной сессии ПА ОБСЕ.
«Ввиду стратегического положения между Востоком и Западом Казахстан может сыграть очень важную роль в качестве председателя ОБСЕ», - отметил г-н Воллебек.
«Если рассматривать Восток и Запад как разницу между автократией и демократией, то Казахстан не сыграет особо важную роль в качестве председателя ОБСЕ», - подчеокнул в интервью «Капитал.kz» независимый экономист Ораз Жандосов. Он считает, что у Казахстана есть определенный опыт, но если говорить о реальных достижениях в межэтнических отношениях, то их немного. «Наш опыт удачен в одном - у нас, по большому счету, отсутствуют столкновения на межэтнической почве. Эта историческая традиция существует со времен советской власти. Если же говорить о других аспектах межэтнических отношений – там достаточно проблем. Например, в России практически все национальные меньшинства знают государственный язык. В этом смысле Казахстан еще не дорос до России», - отметил эксперт.
Политолог Берик Абдыгалиев полагает, что вряд ли Казахстан решит вопрос о защите прав национальных меньшинств, потому как «в одной только России конфликты намного глубже, чем в нашей республике».
Не стал переоценивать казахстанский опыт заранее и первый заместитель директора КИСИ Санат Кушкумбаев ввиду того, что Казахстан не может внести революционные изменения в решение межэтнических проблем. С ним согласился директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
По его мнению, слишком преувеличена оценка роли Казахстана в ОБСЕ. Но он не исключает, что Казахстан может рассказать участникам ОБСЕ о своем опыте. «Нам есть что передать, но нет чего-то равноценного. Кроме того, страны Западной Европы отличаются от нашей республики своей спецификой, там своя ситуация», – отметил г-н Чеботарев.
Казахстан совсем не случайно назван государством, которое сыграет важную роль в межэтнических отношениях. «За этим может скрываться и персональный фактор - кадровые перестановки. Оснований для замены комиссара ОБСЕ нет, но подобный вопрос вполне допустим», - считает эксперт Чеботарев.
Перечислив ряд возможных причин, отвечающих на вопрос, почему верховный комиссар ПА ОБСЕ назвал Казахстан важной страной в решении межэтнических проблем, Андрей Чеботарев все же сделал акцент на дипломатии. «Учитывая то, что фраза верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-на Воллебека несет в себе дипломатический тон, и высказал ее человек, которому предстоит непосредственно работать с представителями Казахстана при его председательстве в ОБСЕ – становится понятным, что ничего нового тут нельзя сказать, по крайней мере, отрицать. Другой вопрос заключается в том, что Кнут Воллебек владеет недостаточной информацией о ситуации в нашем государстве. Надо понимать, что у Казахстана на сегодняшний день нет четкой стратегии национальной политики, а также нет эффективно действующих механизмов разрешения межэтнических конфликтов и различных напряженностей внутри страны. В этом отношении оценка роли Казахстана в ОБСЕ явно преувеличена», - отметил г-н Чеботарев. Эксперт объясняет это тем, что, посмотрев на ситуацию 2006-2007 гг., когда произошла серия социальных конфликтов на межэтнической почве, необходимо заметить: серьезных мер не было предпринято. Кроме того, меры предпринимались только тогда, когда происходил конфликт.
В целом же, фразу, произнесенную верховным комиссаром ПА ОБСЕ на ежегодной сессии в Астане, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» назвал «где-то дипломатической, где-то льстивой, где-то преувеличенной».
Совершенно противоположного казахстанским экспертам мнения придерживается помощник председателя комитета Государственной думы Российской Федерации по делам СНГ Максим Мейер. «Опыт председательства Казахстана в ОБСЕ будет очень полезным и вполне адекватным современному миру. Понятно, что ОБСЕ – организация европейская, и то, что Казахстан, являющийся наполовину азиатской, наполовину европейской страной, будет председателем, не предполагалось», - отмечает он в интервью «Капитал.kz».
Многие страны рассматривают Казахстан в качестве партнера именно в нефтяном секторе. Но Максим Мейер ставит этот вопрос на второй план. По его мнению, наибольший интерес представляет культурный, цивилизационный опыт Казахстана. «Европейцы плохо знают казахстанские межэтнические, культурные отношения, и потому председательство в ОБСЕ позволит транслировать накопленный опыт по данной проблеме», - пояснил он «Капитал.kz».
В Казахстане, как считает г-н Мейер, существует во многом уникальная модель межнационального общения – все нации включены в процесс развития общества как демократической формации. «Даже политическая система организации власти, которая в Казахстане идет не просто, но все же идет, требует позитивного опыта трансформаций неевропейских режимов, направленных на построение национальной формы демократии. В этом вопросе Казахстан может достойно представить свой опыт. Так же, как и в России, где существует суверенная демократия с российским лицом, очень актуальная сейчас. В Казахстане действует демократический режим, что особенно важно и полезно для осмысления другими странами», - подчеркнул г-н Мейер.
В целом, следует отметить, что, несмотря на абсолютно полярные взгляды российских и казахстанских экспертов и политологов на вопрос о значимости председательства Казахстана в ОБСЕ, и те, и другие сошлись в одном мнении - на фоне противоречий, сложившихся в мире, событие положительно как для республики, так и для Европы.