Кыргызстан предлагает создать фонд продовольственной безопасности ЦА
Кыргызстан предлагает создать фонд продовольственной безопасности Центральной Азии. Об этом сообщил Игорь Чудинов, премьер-министр горной республики. По его словам, фонд будет аккумулировать финансовую помощь международных организаций и эффективно распределять ее между странами региона.
«Создание фонда продовольственной безопасности в других регионах – это что-то новое. Кыргызстан, на мой взгляд, идеализирует свое право на подобное заявление», - сказал независимый экономист Ораз Жандосов.
«Кыргызстан предлагает создать организацию, которая будет претендовать на то, чтобы стать субподрядчиком по контролю у глобальных организаций, занимающихся продовольственной помощью», - полагает он. Цель предложения ясна, но по поводу ее реалистичности эксперт сомневается.
Цель создания фонда, по мнению экономиста, может заключаться и в том, чтобы богатые страны центральноазиатского региона, в первую очередь Казахстан, оказывали продовольственную помощь более бедным именно в те моменты, когда происходит неурожай, или случаются другие катаклизмы.
С другой стороны, подчеркивает аналитик, Казахстан заинтересован в том, чтобы, как минимум, экономика страны развивалась столь же быстро, как ранее, как максимум, в экстраординарных ситуациях не было голода. Поэтому руководство страны не отказывается протянуть руку помощи другим государствам и без создания подобных фондов.
Между тем, Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ отметил, что сейчас в Казахстане не существует структур в агросекторе, которым государство может дать команду продавать тому же Бишкеку или Душанбе продукты дешевле, чем возможно их реализовать на мировых торговых площадках.
«Казахстан может оказать разовую гуманитарную помощь городам стран-соседей и периодически помогает менее благополучным соседям, но выстраивать долгосрочное сотрудничество на основе такого неравнозначного подхода смысла не имеет», - уверен аналитик.
В свою очередь, политолог Берик Абдыгалиев уверен, что создание фонда - вполне обычная международная практика. Так как продовольственный кризис, наблюдающийся в мире, может вызвать дестабилизацию, миграцию и другие негативные последствия в таких странах, как Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан.
По его мнению, если создание фонда будет проводиться при участии международных организаций, то можно найти выгодные предложения.
«Здесь нельзя говорить о том, что Казахстан может стать донором. Это просто обоюдная выгода, которая может помочь нам получить, допустим, ту же воду. А Казахстану по силам поделиться хлебом».
Делай добро и бросай его в … бедные страны
Возможно ли, что Казахстан в этом фонде может занять позицию донора для более пострадавших или бедных стран Центральной Азии?
Казахстан, по мнению Андрея Грозина, не заинтересован в этом, да и Казагро, и Продкорпорация, и Минсельхоз вряд ли планируют тратить значительные ресурсы на спонсирование соседей, ведь такие запасы можно реализовать на мировых рынках. Да и казахстанским производителям не очень интересно участвовать в подобных программах.
«Сейчас всем странам центральноазиатского региона нужно понять один бесспорный факт: бесплатных пирожных не бывает, и в перспективе придется платить больше. Если такой возможности нет, то следует предложить какую-то интересную альтернативу», - добавил эксперт. У Туркменистана - это энергоресурсы, у Кыргызстана и Таджикистана также можно найти некий заменитель финансовому эквиваленту. Но это не значит, что в случае потрясений или бедствий Казахстан или Россия не предоставят разовых гуманитарных поставок. Однако, как отмечает г-н Грозин, следует четко разделять два момента: экстренные ситуации, когда мировое сообщество обязано оказывать помощь, и второе - это постоянное донорство со стороны государств, благополучных с точки зрения продовольственной безопасности, государствам, менее безопасным. Здесь следует искать причину во взаимных интересах.
Сейчас в условиях достаточно серьезных экономических потрясений всем странам приходится трудно. Однако некоторым странам нужно искать выгоду, которая заключается в том, что они серьезно зависят от импорта продовольствия, например, такие как Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. То есть те государства, во-первых, посевные площади которых не соответствуют растущему населению, во-вторых, страны, которые изначально, с момента получения независимости, несмотря на все декларации о попытках достижения продовольственной независимости, традиционно закупали зерновую продукцию за рубежом.
«Богатые страны могут предложить бедным продовольствие по удобным ценам, а последние взамен - экономические проекты. Для Таджикистана и Кыргызстана – это, безусловно, гидроэнергетика. Возможность реализации проекта в горно-металлургической и ряде других сфер, которые пока находятся «под зонтиком местных властей», - уточнил Андрей Грозин. Иначе говоря, просто необходимо делать шаги навстречу казахстанским инвесторам и государственным интересам. Но нельзя искать только для себя односторонних выгод, ведь все взаимосвязано.
Тем не менее, очевидно, что Кыргызстан пытается поправить ситуацию за счет ближних соседей. За последнее время, судя по ряду прошедших переговоров с Казахстаном, Узбекистаном и другими государствами, у кыргызской стороны не удается поправить ситуацию. «Слабые в экономическом плане государства Центральной Азии и вообще в мировом пространстве не могут диктовать свои условия», - утверждает г-н Грозин.