Что ждет мировой автопром в ближайшие годы?
Финансовый кризис, разразившийся в августе 2007 года, затронул большинство секторов мировой экономики. «Добрался» он и до автопрома. Многие автопроизводители снижают объемы производства, менее удачливые – продают собственные бренды. В частности, о продаже марки Hummer заявила компания General Motors. По слухам, основным владельцем может стать индийская компания. Каким образом будет развиваться мировая автомобильная промышленность в ближайшие годы, если уже сейчас налицо тенденция к сокращению этого рынка?
По мнению глобальной исследовательской компании CSM Worldwide, мировой автопром оклемается к 2009 году. Эксперты считают, что спад в отрасли в 2008 году сменится оживлением в 2009-м, а к 2014 году мировой автомобильный рынок вырастет до 17,7 млн. единиц. Рост будет наблюдаться в странах Центральной и Восточной Европы, в то время как ситуация в Западной Европе останется неизменной.
CSM считает, что Россия обойдет Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком к 2014 году. При этом Германия будет продолжать доминировать как крупнейший производитель автомобилей.
Индийское присутствие на мировой арене станет еще более ощутимым, поскольку производство в этой стране к 2028 году увеличится до 200 млн. транспортных средств всех классов. Ежегодный же прирост в сегменте легковых автомобилей составит 16%. Кроме того, в Индии, если сравнивать с Китаем, больше граждан, которые смогут позволить себе купить автомобиль. Это произойдет, в частности, благодаря быстроразвивающемуся рабочему классу, а он растет здесь в два раза быстрее.
Тем не менее, в Китае также будет наблюдаться значительный рост. CSM предполагает, что ежегодные автомобильные продажи в КНР превысят показатели США к середине 2020-х годов.
К сожалению, в Поднебесной быстрое увеличение количества моделей и отсутствие эффекта масштаба наносят ущерб имиджу брендов и рентабельности компаний, и эта проблема, как ожидается, будет существовать и в дальнейшем.
«Поднебесная» автопрома
В свою очередь, PriceWaterhouseCoopers считает, что к 2014 году объемы производства должны вырасти почти на 20%. В год по всему миру будет производиться 77,6 млн. автомобилей. При этом наибольшие показатели роста продемонстрируют так называемые «страны блока БРИК», то есть Бразилия, Россия, Индия и Китай. К 2014 году их доля в мировом автопроме составит 23%.
Уже сейчас по количеству продаваемых автомобилей Российская Федерация находится на шестом месте в Европе, в течение ближайших десяти лет она вполне может догнать Францию, Италию и Великобританию, а объем российского рынка – достигнуть 2,6 млн. единиц в год. Это глобальная тенденция: если в развитых странах продажи к 2016 году вырастут не более чем на 10%, то в государствах БРИК объемы рынка увеличатся в разы.
Мировые автопроизводители рассчитывают увеличить объемы продаж в Китае в этом году на 40-60%. Такие прогнозы озвучены участниками 10-го Пекинского международного автомобильного салона. Интерес ведущих автоконцернов планеты к Поднебесной имеет связь с серьезным падением сбыта во многих регионах мира, в первую очередь, в США.
Китайский авторынок по объемам продаж занимает второе место в мире после американского. Ежегодный прирост автопарка легковых автомобилей в последние годы составляет около 15%. В 2007 году в КНР было реализовано 5,5 млн. легковых машин, однако уже в первом квартале этого года объем продаж подскочил на 20%, до 1,85 млн. штук.
Аналитики полагают, что в 2008 году Поднебесная доведет число проданных машин до 10 млн., а к 2020 - обгонит по этому показателю США. Делать ставку на Китай мировые концерны также подталкивают экономические проблемы в Штатах и Европе. Кредитный кризис уже обернулся падением потребительской активности в автомобильном секторе.
По прогнозам, продажи автомобилей в США в этом году опустятся до рекордно низкого с 1998 года уровня - 15,5 млн. General Motors (GM), Ford и Chrysler уже сворачивают производственные мощности в Северной Америке.
Проблемы захлестнут…
Объем сделок по слиянию и поглощению (M&A) в автопроме в прошлом году достиг $57,1 млрд. Об этом сообщает компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Это на 16,3% больше по сравнению с 2006 годом и рекорд с 1999-го, момента последней волны крупных поглощений в секторе.
В течение всего прошлого года производители авто, а также изготовители компонентов и дистрибьюторы провели в целом 604 операции слияния или поглощения, включая консолидацию небольших предприятий и производственной инфраструктуры. Среди сделок выделяются такие мегасоглашения, как покупка компанией Siemens VDO одного из лидеров производства автопокрышек Continental, приобретение 80,1% Chrysler инвестфондом Cerberus или поглощение Aston Martin кувейтской Al Dar Asset Management.
PwC отмечает, что в целом масштаб сделок в прошлом году стал самым крупным с момента бума корпоративных операций в автопроме в конце 1990-х. На результат повлиял относительно свободный доступ к кредитным ресурсам, особенно в первые три месяца прошлого года. Впрочем, из-за кредитного кризиса впредь объем M&A может снизиться.
Ростом цен по бездорожью…
Кроме того, у некоторых производителей могут возникнуть проблемы в связи с другим кризисом - топливным. Недавно агентство Standard&Poor’s объявило о намерении снизить кредитные рейтинги крупнейших американских автоконцернов - Ford Motor, Chrysler и General Motors. Такое решение вызвано резким спадом продаж концернами внедорожников и пикапов из-за роста цен на бензин в США.
Credit Suisse прогнозирует, что в связи с ростом цен на бензин, а также металлы в мире многие автоконцерны и бренды в течение года испытают непреодолимый кризис наподобие 70-х годов прошлого века, выйти из которого они смогут лишь благодаря фундаментальному пересмотру принципов современных авто. Такие автогиганты, как Toyota и General Motors или Mercedes-Benz, Ferrari и Hummer, начинают активную разработку новых методов усовершенствования своих двигателей.
Одна из тенденций уже проявила себя – самым простым и быстрым вариантом оказалось уменьшение объема двигателя без изменения его мощности, так называемый downsizing.
Ferrari и Hummer собираются всерьез перейти на биотопливо: второй глобальной тенденцией снижения токсичности двигателя является отказ от привычных бензиновых или дизельных вариантов. Вместо них под капот автомобиля ставятся различного рода гибридные установки. Вполне успешно на рынке применяется сочетание бензинового двигателя и электромотора.
Современный автопром может представить еще массу вариантов того, с помощью чего автомобиль можно сдвинуть с места. Однако большинство из них получили воплощение лишь в качестве студийных прототипов и концептов на автосалонах.