USD 376.51₸
EUR 418.91₸
RUB 6.13₸
BRENT 64.85$ ↑ +0.350
BTC 8660.90$ ↑ +0.003
ETH 166.78$ ↑ +0.011
LTC 58.00$ ↑ +0.026
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяАрхивПланы Казахстана и Азербайджана под вопросом?

Планы Казахстана и Азербайджана под вопросом?

Нефтепровод БТД возобновил работуНефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД), поврежденный в результате взрыва на турецком участк...

Нефтепровод БТД возобновил работу

Нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан (БТД), поврежденный в результате взрыва на турецком участке, в минувший вторник начал работать в обычном режиме. Об этом сообщил представитель британской компании BP PLC Тоби Одон.

Также в этот день началась перегрузка нефти в танкеры из трубопровода БТД в турецком порту Джейхана. «Первый танкер войдет в док и начнет загружаться после полуночи», - данное заявление представителя BP Plc в Стамбуле Мурата Лекомпте прозвучало еще в понедельник. При этом ранее уже сообщалось, что загрузка началась, однако г-н Лекомпте опроверг данную информацию.

Он отметил, что на заполнение первого танкера, в зависимости от его размера, может уйти до 15 часов. При этом прокачка нефти по трубопроводу с целью заполнения нефтехранилищ в Джейхане происходила в течение всех выходных.

Вместимость данных нефтехранилищ оценивается в 7 млн. баррелей, и на их заполнение потребуется, как минимум, неделя при условии функционирования трубопровода в полную силу.

Ранее представитель Botas International Ltd. Хусейн Сагир (Botas является турецким партнером BP) заявлял, что трубопровод работает примерно на 70% от расчетной мощности, транспортируя около 700 тыс. баррелей в сутки. По его словам, компания «проводила общую проверку трубопровода». В результате чего объемы прокачки нефти через трубопровод увеличивались.

Напомним, 21 августа 2008 года по нефтепроводу Баку – Тбилиси - Джейхан была возобновлена транспортировка азербайджанской нефти. Первая азербайджанская нефть поступила в порт Джейхан 20 августа 2008 года, и началось ее заполнение в резервуары на терминале. Оператор нефтепровода БТД (трубопроводная компания BTC Co.) 20 августа провел тестирование участка в Турции. В ходе тестирования нефтепровода через отремонтированный участок были прокачаны небольшие объемы нефти, передает «РБК daily».

Нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан был остановлен 6 августа 2008 года из-за взрыва на турецком участке. Турецкие СМИ сообщали, что ответственность за взрыв на нефтепроводе, после которого последовал пожар, взяла на себя курдская террористическая организация. 

Из-за взрыва BP, которая является оператором Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), снизила объемы добычи нефти в Азербайджане и начала поиск альтернативных путей для экспорта азербайджанской нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли. 

Компания перенаправляла нефть, в частности, в грузинский порт Супса. Причем BP и ее партнеры по нефтепроводу BTC также объявили форс-мажор в отношении поставок нефти по нему, освобождая себя тем самым от обязательств по контрактам. ВР сообщила, что экспорт нефти, добываемой на месторождениях Азери-Чираг-Гюнешли, осуществлялся из-за взрыва на BTC по альтернативным маршрутам - нефтепроводам Баку - Супса и Баку - Новороссийск, а также по железной дороге в грузинский порт Батуми. Все точки доставки находятся на побережье Черного моря. Однако из-за грузино-югоосетинского конфликта 12 августа текущего года ВР приостановила работу нефтепровода Баку - Супса, проходящего по территории Азербайджана и Грузии до черноморского терминала Супса. Такой шаг был мотивирован интересами безопасности, поясняла компания. Мощность данного трубопровода составляет 150 тыс. баррелей в сутки. 

Позднее Азербайджан приостановил экспорт нефти через порты на западе Грузии, после того, как взрывом 16 августа 2008 года был поврежден ключевой железнодорожный мост, связывавший восточную и западную части страны и ведущий в порты на Черном море.

Между Поти и Супсой находится Кулеви - принадлежащий Азербайджану терминал, где на танкеры сливается азербайджанская и казахстанская нефть, доставленная туда из Баку по железной дороге. По сообщению ВВС, у Азербайджана и Казахстана были масштабные планы по увеличению нефтяных железнодорожных перевозок, трубопроводов и терминалов в Грузии - как в Кулеви, так и в Батуми, порту на юго-западе Грузии. Теперь же эти планы могут оказаться под вопросом. 

Между тем, Казахстан не намерен выходить из проекта Баку – Тбилиси - Джейхан, заявил официальный представитель МИД РК Ержан Ашикбаев агентству «Интерфакс-Казахстан».

«Для того чтобы Казахстан вышел из БТД, необходимо каким-то образом денонсировать, то есть прекратить действие соглашения, в том числе и по присоединению Казахстана к БТД», - заключил он.


Справка. Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, в Турции - 1076 км. Пропускная способность трубопровода - 50 млн. тонн нефти в год. Владельцами трубопровода являются: BP (30,1% долевого участия - оператор), ГНКАР (25%), Chevron (Unocal) (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Нess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhilliрs (2,5%), Inрex (2,5%), Total (5%).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.