Госбюджет Казахстана за последние годы исполнялся в условиях сохранения устойчивых темпов роста экономики, обусловленных преимущественно благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители и сырьевые ресурсы, а также усиления инфляционного давления, рисков рецессии мировой экономики и замедления деловой активности отдельных секторов экономики. Сложившийся уровень выполнения заданных параметров бюджета в целом оказал положительное влияние на показатели социально-экономического развития республики.
Доходы государственного бюджета республики за последние 9 лет увеличились с 395,5 млрд. тенге (19,6% ВВП) до 2,8 трлн. тенге (22,7% ВВП), что свидетельствует об увеличении доли перераспределяемого национального дохода через государственный бюджет (табл. 1).
В структуре доходов государственного бюджета Казахстана наибольшую долю занимают доходы от поступления налогов. Так, если в 1999 году в структуре доходов доля налогов составляла 83,5% доходов (330,2 млрд. тенге), то в последние несколько лет доля налогов составляет в среднем 93%, и по итогам 2007 года она была равна 2,3 трлн. тенге.
Изменилась структура доходов. В 1999 году на втором месте (после налогов) находились поступления от продажи основного капитала – 35,7 млрд. тенге (9% доходов госбюджета), а в 2007 году на второе место вышли поступления трансфертов, что связано с новой концепцией формирования бюджета, когда в рамках ненефтяного бюджета дефицитность бюджета преодолевается с помощью трансфертов из Национального фонда.
Следует отметить, что за последние 9 лет изменилась структура налоговых поступлений. Если в 1999 году главным налогом был НДС – 22,5% (89,03 млрд. тенге), то в 2007 году основным стал корпоративный подоходный налог – 32,2% (758,3 млрд. тенге). Это связано с общим подъемом национальной экономики и как следствие – улучшением финансового состояния налогоплательщиков – юридических лиц. За последние годы снизилась доля индивидуального подоходного налога – с 10,7% в 1999 году до 9,4% в 2007 году, социальных налогов – с 21,3% до 12,6%, акцизов - с 5,7% до 2,5%, НДС – с 22,5% до 21,8%, соответственно.
За первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года доходы государственного бюджета увеличились на 444,6 млрд. тенге (+28,2%). В структуре доходов наибольший прирост (+197,7%) пришелся на статью «поступления трансфертов» (+306,3 млрд. тенге), налоговые поступления увеличились на 244,2 млрд. тенге (+19,7%).
Расходы во имя спасения
В условиях кризиса ликвидности государственные расходы играют огромную роль в совокупном спросе, что поддерживает баланс спроса и предложения товаров и услуг.
Абсолютные затраты госбюджета Казахстана выросли с 447,4 млрд. тенге (22,2% ВВП РК) в 1999 году до 2,6 трлн. тенге (21% ВВП) в 2007 году. В 2007 году в структуре затрат наибольшую долю занимают социальные расходы – 1,2 трлн. тенге (46,9% расходов). В структуре социальных расходов за последние 9 лет произошли существенные изменения. Так, если в 1999 году первое место занимали расходы на социальную помощь и социальное обеспечение - 35,6% (159,06 млрд. тенге), то в 2007 году доля данных расходов в структуре госбюджета Казахстана уменьшились до 18,8% (502,3 млрд. тенге). Доля расходов на образование заметно не изменилась – 17,5% (78,4 млрд. тенге) в 1999 году и 17% (455,4 млрд. тенге) в 2007 году, увеличилась доля расходов на здравоохранение - с 10% в 1999 году (44,8 млрд. тенге) до 11,2% (299,3 млрд. тенге) в 2007 году (табл. 2).
Другой важной функцией государственого бюжета является прямая финансовая поддержка отраслей и предприятий в качестве «кредитора последней инстанции». Расходы государственного бюджета за первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличились на 470,3 млрд. тенге (+33,2%). При этом отметим, что бюджетные кредиты в структуре расходов госбюджета до 2007 года имели тенденцию к уменьшению. Так, если в 1999 году бюджетные кредиты составили 20,9 млрд. тенге, то в 2007 году было выдано кредитов на сумму 15,8 млрд. тенге. Совершенно другие тенденции прослеживаются в исполнении «Бюджета - 2008». За первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года государственная поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства увеличилась на 14,6 млрд. тенге (+336,3%). Таким образом, государственная помощь позволила избежать крах всей экономики в общем и строительной отрасли, в частности.
Дефицит госбюджета Казахстана стабильно уменьшается с 3,5% ВВП в 1999 году до 1,7% в 2007 году при росте абсолютной суммы дефицита госбюджета с 69,8 млрд. тенге до 215,2 млрд. Тенге, соответственно. При этом заметим, что по итогам 2005-2006 годов госбюджет исполнялся с профицитом в размере 45,6 млрд. тенге и 81,6 млрд. Тенге, соответственно. По итогам первых семи месяцев 2008 года увеличились расходы на обслуживание государственного долга (+97,6%).
Стабильный дефицит (а в некоторые годы даже и профицит) госбюджета является прямым следствием увеличичения поступлений налогов от сырьевых отраслей, что дает возможность формировать бездефицитный госбюджет. Но дефицит госбюджета необходим в первую очередь для поддержки финансовых институтов, инвестирующих свои активы в государственные ценные бумаги.