Бюджетные пристрастия
АВТОР

25.09.2008 • 13:57 742

Бюджетные пристрастия

Госбюджет Казахстана за последние годы исполнялся в условиях сохранения устойчивых темпов роста экономики, обусловленных преимущественно благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители и сырьевые ресурсы, а также усиления инфляционного давления, рисков рецессии мировой экономики и замедления деловой активности отдельных секторов экономики. Сложившийся уровень выполнения заданных параметров бюджета в целом оказал положительное влияние на показатели социально-экономического развития республики.

Доходы государственного бюджета республики за последние 9 лет увеличились с 395,5 млрд. тенге (19,6% ВВП) до 2,8 трлн. тенге (22,7% ВВП), что свидетельствует об увеличении доли перераспределяемого национального дохода через государственный бюджет (табл. 1).

В структуре доходов государственного бюджета Казахстана наибольшую долю занимают доходы от поступления налогов. Так, если в 1999 году в структуре доходов доля налогов составляла 83,5% доходов (330,2 млрд. тенге), то в последние несколько лет доля налогов составляет в среднем 93%, и по итогам 2007 года она была равна 2,3 трлн. тенге. 

Изменилась структура доходов. В 1999 году на втором месте (после налогов) находились поступления от продажи основного капитала – 35,7 млрд. тенге (9% доходов госбюджета), а в 2007 году на второе место вышли поступления трансфертов, что связано с новой концепцией формирования бюджета, когда в рамках ненефтяного бюджета дефицитность бюджета преодолевается с помощью трансфертов из Национального фонда.

Следует отметить, что за последние 9 лет изменилась структура налоговых поступлений. Если в 1999 году главным налогом был НДС – 22,5% (89,03 млрд. тенге), то в 2007 году основным стал корпоративный подоходный налог – 32,2% (758,3 млрд. тенге). Это связано с общим подъемом национальной экономики и как следствие – улучшением финансового состояния налогоплательщиков – юридических лиц. За последние годы снизилась доля индивидуального подоходного налога – с 10,7% в 1999 году до 9,4% в 2007 году, социальных налогов – с 21,3% до 12,6%, акцизов - с 5,7% до 2,5%, НДС – с 22,5% до 21,8%, соответственно. 

За первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года доходы государственного бюджета увеличились на 444,6 млрд. тенге (+28,2%). В структуре доходов наибольший прирост (+197,7%) пришелся на статью «поступления трансфертов» (+306,3 млрд. тенге), налоговые поступления увеличились на 244,2 млрд. тенге (+19,7%).

Расходы во имя спасения

В условиях кризиса ликвидности государственные расходы играют огромную роль в совокупном спросе, что поддерживает баланс спроса и предложения товаров и услуг.

Абсолютные затраты госбюджета Казахстана выросли с 447,4 млрд. тенге (22,2% ВВП РК) в 1999 году до 2,6 трлн. тенге (21% ВВП) в 2007 году. В 2007 году в структуре затрат наибольшую долю занимают социальные расходы – 1,2 трлн. тенге (46,9% расходов). В структуре социальных расходов за последние 9 лет произошли существенные изменения. Так, если в 1999 году первое место занимали расходы на социальную помощь и социальное обеспечение - 35,6% (159,06 млрд. тенге), то в 2007 году доля данных расходов в структуре госбюджета Казахстана уменьшились до 18,8% (502,3 млрд. тенге). Доля расходов на образование заметно не изменилась – 17,5% (78,4 млрд. тенге) в 1999 году и 17% (455,4 млрд. тенге) в 2007 году, увеличилась доля расходов на здравоохранение - с 10% в 1999 году (44,8 млрд. тенге) до 11,2% (299,3 млрд. тенге) в 2007 году (табл. 2).

Другой важной функцией государственого бюжета является прямая финансовая поддержка отраслей и предприятий в качестве «кредитора последней инстанции». Расходы государственного бюджета за первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года увеличились на 470,3 млрд. тенге (+33,2%). При этом отметим, что бюджетные кредиты в структуре расходов госбюджета до 2007 года имели тенденцию к уменьшению. Так, если в 1999 году бюджетные кредиты составили 20,9 млрд. тенге, то в 2007 году было выдано кредитов на сумму 15,8 млрд. тенге. Совершенно другие тенденции прослеживаются в исполнении «Бюджета - 2008». За первые 7 месяцев 2008 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года государственная поддержка строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства увеличилась на 14,6 млрд. тенге (+336,3%). Таким образом, государственная помощь позволила избежать крах всей экономики в общем и строительной отрасли, в частности.

Дефицит госбюджета Казахстана стабильно уменьшается с 3,5% ВВП в 1999 году до 1,7% в 2007 году при росте абсолютной суммы дефицита госбюджета с 69,8 млрд. тенге до 215,2 млрд. Тенге, соответственно. При этом заметим, что по итогам 2005-2006 годов госбюджет исполнялся с профицитом в размере 45,6 млрд. тенге и 81,6 млрд. Тенге, соответственно. По итогам первых семи месяцев 2008 года увеличились расходы на обслуживание государственного долга (+97,6%).

Стабильный дефицит (а в некоторые годы даже и профицит) госбюджета является прямым следствием увеличичения поступлений налогов от сырьевых отраслей, что дает возможность формировать бездефицитный госбюджет. Но дефицит госбюджета необходим в первую очередь для поддержки финансовых институтов, инвестирующих свои активы в государственные ценные бумаги.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бюджет налоговые поступления

25.09.2008 • 13:57 742

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus