Кто поставит сырье в новый альтернативный проект Ирана?
Иран намерен построить газопровод для транспортировки природного газа в Европу, сообщает Bloomberg. Предполагается, что из Ирана трубопровод пойдет в Турцию, Грецию, Италию, затем в Швейцарию, Австрию и Германию. Планируемые объемы поставок газа составляют 37 млрд. кубометров ежегодно. Иранское правительство намеревается построить трубопровод лишь до границы с Турцией, отдав строительство остальной его части своим партнерам – европейской компании, имя которой так и не озвучено иранской стороной. Стоимость только иранского участка газопровода может составить $4 млрд. Этот проект является альтернативой и возможным конкурентом для поддерживаемого Евросоюзом трубопровода «Набукко» и «Южного потока» (совместный проект «Газпрома» и итальянской Eni). Запуск обоих трубопроводов запланирован на 2013 год. «Набукко», имеющий мощности около 30 млрд. кубометров газа в год, предназначен для поставки «голубого топлива» в Европу в обход России. «Южный поток» предусматривает поставки 30 млрд. кубометров российского и, вероятно, центральноазиатского газа в год в Европу через Черное море. Такой расклад вызывает у аналитиков множество сомнений относительно реалистичности и возможности реализации амбициозного иранского проекта.
Кроме того, как сообщает источник, республика заключила договоренность с Пакистаном о создании совместной компании для привлечения средств на строительство другого трубопровода общей протяженностью 2100 км. Он будет предназначен для транспортировки иранского газа в Пакистан и Индию. Сроки введения в эксплуатацию запланированы на конец 2012 года.
Большие сомнения относительно реализации проекта иранского газопровода «Капитал.kz» выразил аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. По словам эксперта, в северный Иран уже идет транспортировка газа из Туркмении. В то же время свои добывающие мощности у республики расположены на юге. «Если вести газопровод в Турцию, то это будет достаточно дорого. Иран либо планирует отказаться от туркменского газа и строить свой газопровод, либо намерен наладить транзит из Туркменистана в Турцию», - анализирует эксперт. И то, и другое он считает не очень логичным. Во-первых, для Туркменистана на сегодня основное направление поставок собственного газа – Россия; второй потенциальный трубопровод, который республика планирует строить, – это проект транзита газа через Центральную Азию в Китай. Аналитик полагает, что рассчитывать на Туркменистан Ирану не стоит. Туркменистан хочет довести ежегодную добычу газа до 100 млрд. кубометров. В настоящее время Туркмения экспортирует через Россию порядка 50 млрд. кубометров. Казахстан при добыче около 27 млрд. кубометров газа экспортировал в РФ 8 млрд. К 2015 году объемы добычи планируется увеличить до 36 млрд. кубометров, а экспорт - до 25 млрд. Основная часть казахстанского газового экспорта сейчас идет в Россию, где проходит обработку на Оренбургском газоперерабатывающем заводе, нагрузку на который ранее планировалось увеличить до 15 млрд. кубометров.
По старому маршруту
Для Казахстана приоритетным направлением транспортировки газа останется Россия, считает доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК Олег Егоров. «Контуры сотрудничества между РФ и странами каспийского региона уже обрисованы, сырье есть. Кроме того, на данный момент заключены некоторые соглашения, которые ставят под сомнение возможности реализации иранского проекта», - отмечает он. Напомним, что в июле этого года Ашгабад признал приоритетным для себя проект Прикаспийского газопровода и объявил о начале реализации его строительства. Подобными заявлениями Туркменистан дал понять, что фактически отказался в будущем от поставок газа в трубопровод «Набукко».
Как утверждает г-н Егоров, на сегодняшний день напротив проекта «Набукко» можно поставить очень большой вопрос. В первую очередь это связано с политической ситуацией вокруг Грузии. К тому же долю неопределенности вносит также непонятное лоббирование интересов касательно данного газопровода со стороны США.
Несмотря на это, иранский газопровод на фоне двух других альтернативных проектов выглядит совершенно недееспособным, уверен Александр Назаров. По оценкам казахстанского аналитика Олега Егорова, в Иране нет чисто газовых месторождений, в отличие от тех же Туркменистана или Казахстана, добывающего на Карашаганакском месторождении поровну газ и жидкие углеводороды. «В Иране газ добывается попутно, поэтому сумеет ли страна набрать 30 млрд. тонн для Европы, снабжать Турцию, а также осуществлять поставки в Пакистан и Индию - большой вопрос. Сегодня Иран, выступая с подобным проектом, скорее хочет продемонстрировать всему миру свою независимость и конкурентоспособность», - рассказывает он.
К тому же российский эксперт Александр Назаров отметил еще один фактор «против» – текущая напряженная политическая ситуация как внутри страны, так и вокруг нее.
Аналогичного мнения придерживается директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Сегодня газопровод Иран - Турция ежегодно выходит из строя из-за терактов курдских сепаратистов. Эксперт считает, что строить в таких условиях еще более мощный газопровод никто не согласится, в отличие от Казахстана, который обеспечивает режим нераспространения ядерного оружия.
Тем не менее, по заявлениям иранских властей, они ведут переговоры с известной европейской компанией, которая может стать оператором проектируемого газопровода, пишет Bloomberg. По мнению г-на Назарова, без наличия европейского партнера данный проект можно было бы вообще не рассматривать.
Оценивая заинтересованность инвесторов к реализации иранского проекта, Олег Егоров утверждает что, строительство одного километра газопроводной трубы стоит на сегодня около $1 млн. «Если Иран надеется построить трубопровод лишь до границы Турции, то кому же будет нужно продолжать это строительство в Европе?», - сомневается аналитик.
«Иран в настоящее время уже имеет одну трубу небольшой пропускной способности, которая снабжает Турцию. Вкладывать $4 млрд. для расширения этих мощностей - слишком большая роскошь для Ирана», - считает г-н Егоров.
Позиция Казахстана в этом вопросе трактуется аналитиками однозначно. Казахстан будет продолжать поставки своего газа на Оренбургский завод в России, часть газа будет транспортирована по Прикаспийскому газопроводу, часть будет направлена на внутреннее потребление. Откуда в таком случае планируют поставлять газ операторы проектируемых трубопроводов, остается открытым вопросом.
Справка. «Набукко» - проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3300 км из Центральной Азии в страны Евросоюза, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность - 26-32 млрд. кубометров газа в год. Строительство планируется завершить к 2013 году. Предполагаемая стоимость проекта - 7,9 млрд. евро. В консорциуме по строительству газопровода участвуют такие компании: OMV Gas GmbH (Австрия), Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия).
«Южный поток» - российско-итальянский проект газопровода, который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна. Далее его две ветви пройдут через Балканский полуостров в Италию и Австрию, хотя точные маршруты пока не утверждены. Проект должен вступить в строй к 2013 году. Подводный отрезок будет иметь протяженность 900 км и будет принадлежать «Газпрому» и ENI поровну — 50% на 50%. Пропускная способность - 30 млрд. кубометров в год. Максимальная глубина прокладки - 2000 м. Общий объем инвестиций - свыше $10 млрд.