Казахстанский бизнес срочно эвакуируется из Грузии, - такое впечатление могло возникнуть после августовских событий на Кавказе, если прочесть газетные заголовки об отказе от проектов зернового терминала в Поти и нефтеперерабатывающего завода в Батуми, а также готовности продать газораспределительные сети Тбилиси. Впечатление усиливалось от молчания посольства Казахстана в Грузии, у которого в этот период было множество других забот. Как работала дипломатическая миссия РК во время российско-грузинской войны, корреспонденту «Капитал.kz» рассказал ее руководитель, временный поверенный в делах Казахстана в Грузии Игорь Мусалимов.
- Августовские события, конечно, добавили деятельности посольству. Мы перешли на 24-часовой режим работы. Занимались специфичной деятельностью – например, составляли списки граждан Казахстана, которые работают в разных компаниях и находились здесь в долгосрочной командировке. Кроме того, были граждане, приехавшие по личным делам, о которых мы не знали – но они звонили, обращались в посольство… С 8 по 12 августа, пока проходила активная фаза боевых действий, у нас зарегистрировались порядка 110 граждан (включая семь граждан Кыргызстана).
В случае экстренной эвакуации по линии МЧС должен был прилететь приготовленный самолет. К счастью, эвакуации не потребовалось. Были, конечно, моменты, когда возникла паника, когда некоторые наши компании решили провести самостоятельную эвакуацию. Прилетел самолет от компании «КазТрансГаз - Тбилиси», забравшей своих сотрудников. Хотя покинули Грузию члены их семей, а основная масса сотрудников – все, кто были необходимы для работы, – остались, как и руководство. Около 20 свободных мест, оставшихся в самолете, они отдали гражданам Казахстана, которые не относились к этой компании. Отмечу, что на протяжении этого короткого, но тяжелого периода, не прерывали работу авиакомпании, лайнеры которых летают между Грузией и Казахстаном. Компания «Скат» выполняла свои рейсы два раза в неделю, Грузинские авиалинии тоже осуществляли полеты, так что люди, которые находились здесь по частным делам и хотели улететь, имели возможность это сделать.
- Планировалась ли эвакуация самого посольства?
- Планировалась эвакуация всех наших граждан, если бы военные действия начались и в Тбилиси. Я бы остался, потому что, в силу определенных обстоятельств, не думаю, что это была бы такая война, которая поставила бы под угрозу нас, учитывая хорошие отношения России с Казахстаном. Но, в любом случае, военные действия сопряжены с определенным риском, поэтому члены семей должны были эвакуироваться. Правительство прорабатывало такую возможность, был подготовлен самолет МЧС, а в качестве альтернативного аэропорта рассматривался Гянжи на территории Азербайджана. С нашим посольством в Азербайджане и с азербайджанским посольством в Тбилиси были проработаны необходимые вопросы, чтобы гражданам Казахстана оказали содействие при пересечении границы. Сотрудники посольства Казахстана в Азербайджане готовы были выехать встречать наших граждан и сопровождать их до самолета. Было предпринято много разных действий. Мы каждый день ежечасно информировали министерство иностранных дел об изменении ситуации. В общем, процесс не был пущен на самотек, и все сотрудники посольства самоотверженно работали.
- Оценивая ситуацию задним числом, как Вы считаете, могли ли быть последствия конфликта более тяжелыми?
- На территорию Грузии обрушилась большая беда, шли реальные военные действия - с применением силы, со смертью людей с той и другой сторон. Это – большая трагедия. Хотя для мирового сообщества все прошло довольно-таки легко – я имею в виду пропорции тех последствий, которые сейчас ожидаются. С другой стороны, мир теперь дошел до какой-то отправной точки, после которой развитие событий будет происходить в разных ракурсах, и это будет корректировать подходы ко многим вопросам международной политики. Думаю, ряд международных организаций будут пересматривать свою деятельность. Трагедия войны – это одно, а проблемы, с которыми столкнулся мир, – совершенно другое. Последствия этого конфликта мы еще будем чувствовать на протяжении очень долгого времени.
- Как отразилась война с Россией на двусторонних отношениях Грузии и Казахстана?
- Война внесла свою корректировку в понятие «инвестиционный климат в Грузии». Бизнес любит спокойствие. Поэтому многие компании, которые инвестировали в Грузию, задумались. С другой стороны, наши инвестиции в экономику Грузии - довольно серьезные, и они не могут развернуться в ином направлении за один день. Хочу сказать, что экономическая ситуация все-таки стабилизировалась. Военные действия прекращены в самом зародыше. Подписано соглашение Медведева-Саркози, и стороны, во всяком случае, стремятся его соблюдать. Это видно и по отводу российских войск - пускай он происходит и не в те сроки, в которые планировалось, но есть желание придерживаться плана. Это успокаивает инвесторов, это успокаивает и тех людей, которые думают о дальнейшем развитии экономических связей. Поэтому, при нормальном развитии дальнейших событий, казахстанско-грузинские отношения вполне могут продолжить поступательно развиваться. Тем более что казахстанско-грузинское экономическое сотрудничество – это не предмет какого-то надуманного соглашения. Это – взаимодополняемость двух экономик. Грузия, за счет своего географического расположения, представляет для нас интерес в транзитных вопросах. У нас выстроена целая схема продвижения нашего транзитного потока в Европу через территорию Грузии. Если ситуация здесь не будет подвержена каким-то постоянным военным угрозам – а к этому все и идет – то казахстанский бизнес должен все так же серьезно рассматривать это направление.
- Руководство «КазМунайГаза» заявляло о возможности продать тбилисскую газораспределительную сеть, а теперь стало известно, что переговоры о покупке компании «КазТранс-Газ – Тбилиси» ведет грузинский футболист Кахи Каладзе. Связано ли желание казахстанской стороны продать этот актив с происшедшим конфликтом?
- Не надо увязывать все с военными действиями. Речь о возможной продаже этой компании шла уже долгое время. У любого коммерческого предприятия всегда существует такой альтернативный вариант, как продажа на выгодных условиях. Газораспределительные сети Тбилиси успешно проработали в течение двух лет, газ в Тбилиси подавался, та сложная ситуация, когда целые районы оставались зимой без газа, - осталась в прошлом. Благодаря этой компании, две зимы прошли в стабильном режиме. С другой стороны, когда рассматривался данный проект, были совершенно другие цены на газ, были абсолютно иные планы поставки газа. После того, как цены на газ для Грузии повысились, компания начала сталкиваться с определенными сложностями, которые выливаются в невозможность самостоятельно повышать потребительский тариф. Все эти вопросы решаются по согласованию с Правительством Грузии, и мы находим точки соприкосновения. Сейчас будет вводиться смешанный тариф, который немного повысится для рядовых граждан, чуть более повысится для среднего бизнеса, а основная нагрузка должна лечь на крупные предприятия. К сожалению, надо признать, что цены на газ намного выросли даже в Казахстане, обладающем собственными запасами. Это экономические реалии, которые невозможно остановить. И все это ложится тяжестью на работу компании. Но пока решение о продаже не принято. Хотя, если будут такие коммерческие предложения со стороны - а я знаю, что они поступали – которые можно серьезно рассматривать, то, в принципе, предприятие может быть передано новому владельцу.
- Можно сказать, что сегодня «КазТрансГаз-Тбилиси» подошла к черте, когда уже не является доходной компанией?
- Она и не являлась доходной. Компания работает с определенными потерями – во-первых, из-за морально устаревшего оборудования. Потом, на сегодняшний день практически невозможно осуществить контроль над всеми сетями – они очень расширены. Решение этих проблем требует дополнительного финансирования, которое компания не может осуществить на свои средства. Кроме того, требуется произвести вынос счетчиков из домов – а это тоже дорогостоящее удовольствие. И все это вместе мешает довести потери до минимального уровня.
- Сообщалось об отказе казахстанских инвесторов от нефтеперерабатывающего завода в Батуми…
- От этого проекта отказались еще полтора года назад, хотя информация выплыла почему-то именно в данный период. На самом деле вопрос о приобретении нефтеперерабатывающего завода решался тогда, когда приобретались Батумский морской торговый порт и Батумский нефтяной терминал. В придачу к ним шло и предложение приобрести Батумский нефтеперерабатывающий завод. Тогда же были оценены активы, и принято решение, что нефтеперерабатывающий завод в Грузии Казахстану не нужен. Я удивлен, что решение полуторалетней давности неожиданно всплыло и встало в последовательный ряд газетных заголовков о том, что «казахи покидают Грузию». То же самое касается Потийского зернового терминала.
Два года компания «Ак Бидай» проводила переговоры, было создано совместное предприятие, но потом возникла несогласованность по долевому участию грузинской и казахстанской сторон, и указанный проект решили закрыть еще полгода назад. При этом рассматривался перенос проекта на Батуми. Первоначальные согласования с правительством Аджарской автономной республики и руководством порта не выявили никаких принципиальных противоречий – все согласны, что этот проект может существовать. Добавлю, что Потийский мельзавод построен в пятидесятые годы и морально устарел. Мы столкнулись бы с проблемой больших затрат на доведение условий до мировых стандартов. А в Батуми – с учетом приобретения Батумского порта – проект стал более выгодным. К тому же порт готов предоставить необходимую территорию, а глубина позволяет подводить большие сухогрузы. Сейчас там работает группа, которая просматривает топографические условия, проверяет юридическую базу. Так что работа по зерновому терминалу не приостановлена.
- Можно ли говорить сегодня о новых проектах?
- Сейчас мировая экономика испытывает кризис. Поэтому говорить о такой же активности наших инвесторов в Грузии, которая наблюдалась в 2006-2007 годах, к сожалению, не приходится. Мне приятно слышать, что наши компании не оставляют свои проекты и продолжают работать. Недавно я ездил в Батуми и видел наши гостиницы - «Медеа» и «Метехи» - которые строит «Банк ТуранАлем». Все идет по графику. Гостиница «Ивериа» в Тбилиси, думаю, будет сдана в эксплуатацию в следующем году. Частный капитал из Казахстана, который строит «Сити-центр» в Тбилиси, также продолжает работать. И у нас есть большой интерес к сотрудничеству в сфере сельского хозяйства. Грузия имеет в этом плане большие достижения, которые мы могли бы использовать в Казахстане. Например, в мае делегация Аджарской АР посещала Мангыстау, рассматривали возможности экспорта и ценовое образование… Они очень заинтересованы этим проектом, и, думаю, будут предприниматься шаги для его реализации. Хотя, конечно, война растянула во времени выполнение многих планов. Я также считаю, что должны расширяться транзитные проекты – ведь на линии Баку - Батуми есть большие возможности, все-таки это прямой выход на европейский рынок.
- Существуют ли планы строительства нового трубопровода через Грузию?
- Этот вопрос лучше задать компании «КазМунайГаз», которая исследует возможные пути прохождения нефти. Думаю, что если будут соответствующие условия, то Казахстан всегда рассмотрит возможные альтернативные маршруты с точки зрения экономической целесообразности. Сейчас мы транспортируем нашу нефть через Грузию по железной дороге. С 2010 года планируем заполнять определенную квоту в нефтепроводе Баку – Тбилиси - Джейхан – нефть для него будем переправлять через Каспий танкерами.
- Российские войска расположились в непосредственной близости от центральных транспортных магистралей Грузии. Не угрожает ли это транзитным проектам Казахстана?
- Давайте переведем этот вопрос в другой ракурс. Фактически, цены на энергоресурсы и отсутствие достаточного количества маршрутов их прохождения говорит о том, что мы подошли к своеобразному кризису в данной сфере. Казахстан имеет энергетические запасы, а преодоление энергетической нестабильности - это ответственность всего мира. Вот почему нужны международные гарантии прохождения энергоресурсов, которыми мы обладаем, в те регионы, в которых их нет. Это не проблема только Казахстана или Грузии - здесь общая проблема. Ее надо рассматривать с тех позиций, что мы все испытываем определенную ответственность, и все должны создавать гарантии прохождения энергоресурсов по оптимальным маршрутам. Думаю, что Россия не ставит задачу пресечь альтернативные направления, потому что если бы это было ее целью, то она могла это сделать в ходе военных действий.
- В контексте союзнических отношений между Казахстаном и Россией, пытается ли Москва влиять на сотрудничество Астаны и Тбилиси?
- Если бы такое политическое давление существовало, то мы давно могли закрыть наши проекты в Грузии под благовидным предлогом нестабильности ситуации. Но то, что мы продолжаем их, говорит о том, что никакого политического давления на нас не оказывается. Казахстан выстраивает отношения так, чтобы одни не были в ущерб другим. Наша многовекторность во внешней политике проверена, и она доказала свою обоснованность. Рассматривая конфликт на Кавказе, мы понимаем, насколько это трагично для грузинского народа. Поэтому Казахстан прислал сюда шесть вагонов с гуманитарной помощью - с продуктами и медикаментами. Политическая оставляющая будет рассматриваться в другом контексте. Отмечу, что министр иностранных дел Казахстана, выступая на Генеральной ассамблее ООН, заявил о незыблемости принципа территориальной целостности государств. Грузии и России необходимо возвращаться в нормальное русло переговорного процесса, и, думаю, через какое-то время возникнет вопрос налаживания отношений. Видимо, не так скоро, но к этому придется возвращаться. И Казахстан может выступать посредником.