Россия изначально рассчитывала только на собственный нефтяной потенциал
Нефтяные компании Казахстана пока не проявляли интереса к поставкам нефти по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), пишет информационное агентство Oilcapital.ru. Об этом сообщил генеральный директор «КазТрансОйл» Нуртас Шманов. По его словам, у казахстанских производителей нефти интерес к ВСТО на сегодня отсутствует. Основная причина – неопределенность с направлением экспорта.
Трубопроводная система ВСТО должна соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с портами Приморского края России и обеспечить выход на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефтепровод, с проектируемой мощностью 80 млн. тонн нефти в год, пройдет по Иркутской области до границы с Бурятией к северу от озера Байкал, по Читинской и Амурской областям, республике Саха (Якутия), по Хабаровскому и Приморскому краю. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем, в сторону которого для экспорта нефти планируется построить ответвления.
Как отметил г-н Шманов, после ввода второй очереди ВСТО, возможно, казахстанские нефтегазовые компании будут рассматривать транспортировку нефти по этой системе. Ранее министр энергетики РФ Сергей Шматко заявлял, что Казахстан изучает возможность транспортировки своей нефти по Восточному нефтепроводу, передает Oilcapital.ru. По его словам, казахстанские компании серьезно изучали вариант использования новых транспортных возможностей России для транзита собственной нефти на экспорт.
В то же время министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауат Мынбаев отметил, что возможность экспорта казахстанской нефти через трубопровод ВСТО является лишь «гипотетической возможностью», переговоров по поставкам конкретных объемов казахстанской нефти в данную трубопроводную систему проведено не было.
Как утверждает аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин, ВСТО изначально проектировался для экспорта российской нефти из Восточной Сибири. Поэтому первая очередь нефтепровода будет заполнена нефтью с российских месторождений. «Если полностью заполнить нефтепровод не удастся, то просто будет либо отложено строительство второй очереди, либо пересмотрена его пропускная способность. Казахстанская нефть вряд ли должна будет пройти по ВСТО», - считает аналитик.
Его точку зрения разделяет и аналитик UniCreditAton Павел Сорокин, который уверен, что с заполнением нефтепровода у России проблем не будет. «Полностью удовлетворить потребности Азиатско-Тихоокеанского региона, конечно, не удастся, но Россия может прочно закрепиться на этом рынке», - уверен г-н Сорокин. Эксперт также отметил планы по строительству крупного нефтеперерабатывающего завода в конечной точке трубопровода. По его словам, переработка и экспорт нефтепродуктов повысят рентабельность проекта.
Собственными силами
Как рассказал «Капитал.kz» г-н Кокин, в конце 2009 года планируется запуск первой очереди нефтепровода мощностью около 30 млн. тонн, вторая очередь предполагает увеличение пропускной способности до 80 млн. тонн. По оценкам аналитика, месторождения Восточной Сибири способны полностью обеспечить первую очередь нефтепровода. «Если не будет никаких форс–мажорных ситуаций, то в 2009 году «Роснефть» должна начать освоение месторождения, способного давать до 25 млн. тонн нефти. За остальными 5 млн. вопроса стоять не будет, так как существует множество других месторождений, способных дать такой объем нефти», - уверен аналитик. По его словам, если России и потребуются дополнительные объемы, то только с запуском второй очереди.
Идея строительства нефтепровода ВСТО, поддержанная Китаем, Японией и даже Кореей, была разработана лишь после того, как в Восточной Сибири были выявлены очень большие запасы нефти, рассказывает главный научный сотрудники Института экономических исследований Министерства образования и науки РК, доктор экономических наук Олег Егоров. «Несмотря на возникавшие разногласия, стороны все же, в конечном итоге, сошлись на мысли о том, что данный трубопровод необходим и экономически рентабелен», - поясняет г-н Егоров. Аналитик также согласен с мнением о том, что 20 млн. тонн нефти Россия спокойно может поставлять с собственных месторождений в Восточной Сибири.
В то же время г-н Сорокин уверен, что по ВСТО транспортировать казахстанскую нефть достаточно дорого, и это не имеет никакого экономического смысла. Аналитик уверен, что потребности Азиатско-Тихоокеанского региона удовлетворены и без ВСТО, однако вторая очередь проекта ориентирована с учетом роста потребления именно со стороны Китая. «В любом случае, не исключен вариант того, что нефть из ВСТО пойдет не в Азию, а, например, в Америку. Теоретически такое вполне возможно, поэтому проблем со спросом у нефтепровода возникнуть не должно», - уверен аналитик UniCreditAton.
Подвергает сомнению участие Казахстана в данном нефтепроводе Олег Егоров. «Участие Казахстана в данном проекте теоретически возможно путем осуществления реверсной подачи через существующую трубу от Павлодара в Сибирь. Но эта идея отпадает сразу, ведь Казахстан и Россия пришли к договоренности о том, что китайский нефтепровод будет заполняться с участием Российской Федерации. При таком раскладе возможность реверсной подачи может быть полностью исключена», - анализирует ситуацию Олег Егоров. Аналитик отметил, что в данном случае у Казахстана очень осторожное отношение к участию в проекте ВСТО. «Существует три ключевых вопроса: как направить потоки нашей нефти, когда их направить и какие средства попросит Россия за участие в этом проекте», - уверяет он. По его словам, в связи с перенесением сроков добычи на Кашагане и неопределенностью по проектам других месторождений «Казахстан не знает, сколько будет добывать, но уже точно знает о том, сколько и куда должен поставить». Вот почему любое участие в новых нефтепроводах воспринимается казахстанской стороной весьма настороженно, уверен аналитик.