Озвучиваются сроки на крупные нефтегазовые проекты, которые вызывают сомнения у аналитиков
Технико-экономическое обоснование расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) будет актуализировано к концу 2009 года, пишет информационное агентство Oilcapital.ru. Источник сообщает, что главный менеджер проекта расширения КТК Игорь Козин озвучил его предварительную стоимость, которая в новых ценах составляет $3,5 млрд. В ценах 2005 года проект оценивался в $2 млрд., поэтому сегодня консорциум вновь проводит оценку стоимости проекта, определяя причины отклонений от предыдущей сметы. Для принятия окончательного решения по проекту оценку его стоимости планируется представить участникам КТК в 2009 году, пишет РБК.
Расширение проекта намечено проводить в три фазы, а в 2013 году планируется уже вывести проект на полную мощность. Так, на первой фазе намечена модернизация существующих активов, в частности пяти нефтеперекачивающих станций. На второй и третьей фазах предполагается построить дополнительно по пять станций и ввести в эксплуатацию новые резервуары.
Без единого мнения
Главный менеджер проекта расширения КТК отметил, что план реализации предусматривает следующие сроки: в 2009 году предполагается приступить к фазе разработки проекта, в 2010 году - начать строительство, в 2011 году - выполнить первую фазу расширения, а уже в 2012 году - вторую фазу. Точные сроки реализации расширения КТК планируется представить акционерам до конца 2008 года. Он также пояснил, что проект расширения включает в себя модернизацию 5 и строительство 10 новых нефтеперекачивающих станций, замену участка трубопровода, 6 новых резервуаров объемом 120 тыс. кубометров каждый и др.
Как рассказала «Капитал.kz» аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова, предыдущий опыт реализации проекта трубопровода КТК показывал, что решения по нему имеют тенденцию постоянно меняться. «Этот проект очень политизирован, однако именно в вопросах расширения все будет упираться в доступность источников финансирования. Если денежные средства будут найдены и процесс модернизации запущен, то за четыре года удвоить мощности трубопровода в два раза представляется вполне реалистичным», - утверждает аналитик. По ее мнению, участники КТК наконец-то осознали необходимость расширения данной трубопроводной системы и, несмотря на перенос сроков, приступили к реальным действиям по его реализации.
Тем не менее, вопрос расширения трубопроводной системы в настоящее время остается не до конца решенным. Одним из условий расширения его мощностей было повышение тарифов на прокачку нефти, которые вызвали разногласия между участниками проекта. Ранее КТК решил покинуть Оман, затем британская нефтяная компания British Petroleum (BP) также объявила о своем возможном выходе из состава участников. Аналитики неоднократно отмечали, что основной причиной выхода из КТК его участников является его неэффективность. Задолженность нефтепровода на сегодня составляет $5 млрд. В целях оздоровления его финансового положения были повышены тарифы на прокачку, а также выдвинуто предложение увеличения мощности трубопровода. Напомним, что проект предусматривает доведение мощности КТК до 67 млн. тонн нефти.
Расширение мощности трубопроводной системы – одна из основных причин, приводящих к разногласиям между участниками проекта. Так, согласно предварительной договоренности акционеров КТК, финансирование расширения системы должно осуществляться из собственных источников консорциума. Тем временем ВР выступала за финансирование путем привлечения внешних заимствований.
Как утверждает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, в свете мирового финансового кризиса реализация многих проектов может быть отложена и заморожена из-за сложности в привлечении источников финансирования. Сроки, обозначенные менеджерами проекта расширения трубопровода, вызывают у аналитика сомнения.
Не исключает возможность продления сроков по реализации проекта и г-жа Анненкова. По ее мнению, российская практика строительства трубопроводов демонстрирует тенденцию к постоянному завышению смет и продлению сроков. «Кроме того, нельзя забывать, что из-за кризиса уменьшилось «инвестиционное плечо», поэтому инвесторы особо деньгами разбрасываться не будут», - уверена она. Анна Анненкова считает, что в нынешней ситуации аккумулировать денежные средства намного сложнее, чем даже год назад. Поэтому участники трубопровода и изъявляют желание покинуть проект. «Скорее всего, решение о расширении будет принято, потому что и для России, и для Казахстана это выгодно. Это контролируемый нефтяной поток, увеличивать мощности которого было бы целесообразно», - уверена г-жа Анненкова.
Как пишет Oilcapital.ru, вице-президент по вопросам управления активами КТК американской Chevron Эндрю МакГрэхен отметил, что ВР сейчас активно продолжает переговоры о продаже своих долей. По его словам, Оман, который планирует продать свою долю в КТК, тем не менее, поддерживает расширение трубопровода. Кроме того, акционеры АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Казахстан» (КТК-К) завершают согласование меморандума о взаимопонимании с ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум-Россия».
Причина и следствие
Эксперты считают, что разногласия участников КТК об удвоении мощностей проекта могут быть причинами задержки начала строительства нефтепровода Бургас-Александропулис, для которого КТК должен стать основным поставщиком нефти, передает агентство Regnum. Начало строительства Бургас-Александропулис откладывается на октябрь 2009 года. Как пишет информационное агентство Reuters, по словам министра по региональному развитию и строительству Болгарии Асена Гагаузова, срок начала эксплуатации нефтепровода, таким образом, сдвигается на 2011 год.
Оператором проекта Бургас-Александропулис выступает созданная в 2007 году международная проектная компания Trans-Balkan Рipeline B.V. Доля России в проекте составляет 51%, которая поровну разделена между тремя нефтяными компаниями «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть». Греция и Болгария владеют по 24,5% акций, которые разделены между нефтяным консорциумом Helenic Petroleum и Thraki (23,5%), правительством Греции (1%) и болгарской проектной компанией «Бургас-Александруполис-БГ» (24,5%).
Александр Разуваев отмечает, что данный трубопроводный проект далеко не первый среди тех, по которым принято решение о перенесении сроков. «Нефтяной бизнес очень рентабелен, но кроме этого он еще и требует больших финансовых вложений. Свободных денежных средств на сегодня не так уж и много, сейчас все стараются аккумулировать наличные деньги, ведь неизвестно, как будет колебаться цена на нефть на фоне текущего кризиса», - считает он.
Тем не менее, г-н Гагаузов заявлял, что проект, оцениваемый примерно в 1 млрд. евро, на сегодня не испытывает финансовых затруднений из-за кризиса и в будущем планирует привлечь заемные средства на сумму $600-900 млн.
Аналитик Александр Разуваев, напротив утверждает, что для всех крупных нефтегазовых проектов, на сегодня финансирование будет являться основной причиной задержек и перенесений сроков. «Бургас-Александропулис - очень важный для России трубопровод, ведь черноморские проливы на сегодня очень перегружены», - считает г-н Разуваев. По его оценкам, в 2007 году российский экспорт составил более 250 млн. тонн нефти, из которых через Черное море было экспортировано 54 млн. тонн. Мощность проектируемого трубопровода составляет 35 млн. тонн, что могло бы существенно снизить объемы транспортировки через черноморские проливы танкерами.
Отмечая важность перенесения сроков строительства нефтепроводов, аналитик Анна Анненкова отметила, что имеется и обратная сторона медали. «Вместо того чтобы опять строить трубопроводы с целью перекачки нефти, лучше было бы сконцентрировать усилия на увеличении перерабатывающих мощностей внутри страны. Россия строит нефтепроводы, чтобы продавать больше нефти. Однако инвестировать в переработку и экспортировать качественные нефтепродукты было бы гораздо лучше, чем увеличивать добычу и поставлять на экспорт сырую нефть», - уверена г-жа Анненкова. Приостановка строительства нефтепроводов в данном случае не представляется для аналитика критической ситуацией.
Обязанности участников проекта Бургас-Александропулис распределены таким образом, что российская сторона гарантирует загрузку нефтепровода, а Болгария и Греция предоставляют благоприятный налоговый режим для их совместной компании Trans-Balkan Рipeline.
Кроме того, в случае приобретения пакета акций балканских государств в трубопроводной системе Бургас-Александропулис заполнение нефтепровода готовы гарантировать компании ТНК-ВР, Chevron и АО «КазМунайГаз». Как сообщает Oilcapital.ru, Болгария готова начать переговоры о продаже своей доли только после запуска проекта.
Справка.Строительство трубопровода Бургас-Александропулис должно было начаться в конце 2008 - начале 2009 года. Его протяженность составит 285 км. Трубопровод, который пройдет по территории Болгарии и Греции, призван снизить объем транспортировки нефти танкерами через перегруженные проливы Босфор и Дарданеллы. На первом этапе его мощность должна составить 35 млн. тонн в год, в дальнейшем она может быть увеличена до 50 млн. тонн в год. В начале октября оператор проекта выбрал технического консультанта - немецкую инжиниринговую компанию ILF Consulting Engineers, которая до начала 2009-го обновит ТЭО проекта.