«Звездный час» отечественных космонавтов обойдется в $40 млн.
Осенью 2009 года казахстанский профессиональный космонавт полетит в космос в качестве туриста. Об этом «Капитал.kz» рассказал Нурлан Аселкан, генеральный директор-партнер компании «Space energy». Напомним, также на место в кресле космического корабля «Союз» претендовал депутат Госдумы РФ миллиардер Груздев. Он должен был стать первым российским космическим туристом. Тем не менее, предпочтение было отдано отечественному космонавту. По информации «Space energy», затраты на полет составят порядка $35–40 млн. за 10 земных суток, проведенных в космосе. «С Республикой Казахстан у нас продолжаются переговоры по реализации полета их космонавта осенью следующего года, и пока у меня нет сомнений, что этот полет состоится, так как финансирование мы от Казахстана получили полностью», - сказал начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов.
«Время «бесплатного сыра» закончилось, а полеты в счет российской квоты маловероятны или практически невозможны. В данном случае мы оплачиваем этот полет, потому что нам надоело ждать. Сейчас никто ничего бесплатно не делает, мы же сами взимаем деньги за Байконур. И то, что мы пошли на коммерческую оплату, в этом ничего страшного нет. Потому что нам нужно закладывать долгосрочные цели, то есть создавать свою отрасль целиком», - говорит г-н Аселкан. По его словам, лишь в этом случае будет продолжена пилотируемая программа, которая после полета Талгата Мусабаева уже давно провисла. Однако некоторые аналитики полагают, что Казахстану еще далеко до звания космической державы. «У Казахстана недостаточно политического веса в космической индустрии и максимум, на что мы можем рассчитывать, это на тот актив, который всем известен – это Байконур. Но и он ежегодно с политической точки зрения сокращается и у нашей республики недостаточно ресурсов продавить космический туризм для своей экономики. Тут есть Япония, США, Россия – те страны, которые вложили в космос на порядок больше, чем Казахстан, и рассчитывать здесь при нашем традиционном менеджменте не на что», - поведал «Капитал.kz» аналитик Павел Грудницкий.
Отечественный потенциал
Как считают специалисты, развитая космическая отрасль позволит стране встать в один ряд с такими высокотехнологичными гигантами, как США, страны Западной Европы, Китай и Индия. Республика сможет окончательно закрепить статус Казахстана как регионального лидера в Центральной Азии. Ведь, по большому счету, освоение космоса выходит за рамки сугубо коммерческой и промышленной сфер, и становится серьезным политическим вопросом. По мнению Нурлана Аселкана, развитие пилотируемой космонавтики - самая серьезная программа после получения республикой независимости. «Это необходимо, потому что позволит нам обеспечить массу приоритетов: оборонных, социальных, технологических. Это единственная возможность для республики войти в новый технологический мир. У нас иных возможностей, может быть, и нет. Это как минимум десяток лет и вложения, которые измеряются несколькими миллиардами долларов», - объясняет эксперт.
Для того чтобы Казахстан стал космической державой, как говорят специалисты, у него должны быть космическая инфраструктура, промышленность, техника и высокопрофессиональные кадры. Эти задачи сегодня решаются последовательно и комплексно, есть и стратегическое видение вопроса. Так, концептуальным ядром освоения Казахстаном космических рубежей выступает Государственная программа развития космической деятельности на 2009-2011 годы. «У Казахстана не хватает осознанных целей и кадрового потенциала. Поскольку заявленные средства в трехлетнем бюджете ставят республику в десятку стран по бюджету в космических расходах, и эти средства достаточно серьезные. На развитие и реализацию космической программы выделяется сумма чуть выше $500 млн.», - считает г-н Аселкан.
Наш да не наш
Байконур - первый и крупнейший в мире космодром, площадью 6 717 км2. Это один из трех космодромов планеты, наряду с космодромами Мыс Канаверал (США) и Цзюцюань (Китай), предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту. Байконур начал строиться 12 января 1955 года, стал космодромом в 1957 году. В 1970-80-х являлся крупнейшим космодромом в СССР, а после его распада отошел Казахстану. Сегодня Байконур арендуется Российской Федерацией до 2050 года. Сумма арендной платы составляет $115 млн. в год. На Байконуре Россия не только запускает космические спутники по федеральной космической программе, но и осуществляет запуски зарубежных космических аппаратов на возмездной и коммерческой основе. Как рассказал г-н Аселкан, то, что касается запуска космических туристов, «то Казахстан от этого не имеет ничего», потому что дистрибьютором по соглашению с россиянами является американская компания «Space Adventures». Она заказывает места, оформляет все необходимые документы и принимает платежи, а исполнителем является подразделение Роскосмоса.
Такое далекое будущее
Год назад РФ объявила о создании в Амурской области аналога Байконура - космодрома «Восточный». Узнав эту новость, отечественные эксперты задались вопросом: «А не останется ли Казахстан у разбитого корыта?». Одни сходятся во мнении, что такая ситуация вполне вероятна, другие же полагают, что «эксплуатация двух космодромов на одной широте с одинаковыми задачами, по большому счету, нерациональна». По словам генерального директора-партнера компании «Space energy», сегодня космодром избыточен даже для РФ, то есть «сейчас используется только его часть». Существует вполне обоснованная вероятность того, что мы будем работать самостоятельно на Байконуре, возможно, с привлечением каких-то зарубежных партнеров, но это при условии того, что республика сосредоточится на двух-трех конкретных направлениях. И самое главное: создаст собственную транспортную систему с участием той же Российской Федерации или стран Запада. «У нас есть очень большая проблема в том, чтобы правильно определить цели и грамотно их реализовывать. Я думаю, что нам надо все-таки набить шишки и четко определить, что нам нужно. Например, со спутником KAZSAT мы сели в калошу, потому что купили, как говорится, «дешево и сердито», - отметил г-н Аселкан.
По мнению специалистов, если даже Россия официально уйдет с Байконура, существует заинтересованность ряда российских компаний продолжать деятельность уже на коммерческой основе. Очевидны также интересы и зарубежных компаний. То есть будущее видится так: какую-то часть работ Казахстан будет делать самостоятельно, какие-то площадки могут быть переданы для использования либо россиянам, либо каким-то другим партнерам, с целью, чтобы они привозили свои носители и осуществляли пуски. Такая схема вполне жизнеспособна, говорят эксперты в космической отрасли, будет что-то типа международного космопорта. Однако обязательным условием является то, что Казахстан должен пройти свой путь от начала до конца.