Амнистия капитала как способ выхода из кризиса
Амнистия капитала и стимулирование обратного ввоза денежных средств из-за рубежа лишь потенциально могут сработать в качестве антикризисной меры. Такое мнение высказала «Капитал.kz» Сара Алпысбаева, директор Центра раннего обнаружения экономических и финансовых потрясений АО «Институт экономических исследований».
Этап пути Европы
Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития экономики. Ряд стран Европы, многие штаты США проводят такую акцию по несколько раз в десятилетие. Легализация проводится не только там, где «накопилось» нелегальное имущество в результате непрозрачности приватизационных процессов и упущений административной и правовой системы в годы становления рыночных отношений, а даже там, где меньше всего можно предполагать «огрехи» и издержки системы в виде роста теневого сектора. Достаточно сказать, что даже в самых «законопослушных» странах Запада теневой сектор экономики достигает 20%.
Безусловным лидером по результативности налоговых амнистий среди стран Европы признается Италия. В 1984 году объявлена налоговая амнистия капитала и имущества предпринимателей, а в 2001–2002 проведена специальная программа по легализации сокрытого имущества. В результате за 60 дней амнистирован 21 млрд. евро. Налоговые сборы возросли на 6,5% в течение четырех месяцев после амнистии, из них сборы прямых налогов возросли на 5,6% и составили 4,5 млрд. евро. Безусловно, итальянский опыт – одно из ярких подтверждений эффективности налоговой амнистии как средства вывода из «тени» значительных материальных и денежных ресурсов.
Мнение, основанное на прошлом опыте
Напомним, в июле 2001 года Казахстан провел амнистию капиталов на $480 млн. 16 коммерческих банков республики получили указание открывать специальные счета для граждан, пожелавших задекларировать свои ранее сокрытые от налогов доходы, не требуя от них справок о происхождении средств. По официальным данным, около 88,5% поступивших на спецсчета средств внесено наличными деньгами, в том числе 82% – наличными долларами и 6,5% – наличной национальной валютой. Переводы из зарубежных банков составили 11,4% от всех средств, поступивших на счета казахстанских банков. Минимальная легализованная сумма составила $50, максимальная – $800 тыс., средний размер вклада достигал $164 тыс.
«Для банковской системы высвобожденная ликвидность послужила подспорьем, но для экономики в целом такие средства незначительны. Ввиду того, что масштабы теневой экономики и объемы нелегального капитала за рубежом не регистрируются в официальной статистике, представляется сложным оценивать возможное влияние на потенциальный кризис. Я не думаю, что в сложившейся ситуации эта мера актуальна», - считает г-жа Алпысбаева. С ней солидарен и экономист Бейсембек Зиябеков. По его словам, «безусловно, амнистия капитала поможет, но, тем не менее, этого делать не надо по той причине, что наша экономика должна быть транспарентной. Каким–то образом на кризис повлияли отток капитала, коррупция и теневые доходы. Но сегодня нам надо не столько заниматься такими мероприятиями, сколько фундаментально изучить причину кризиса».
Ракурс со стороны
Российские же аналитики рассматривают амнистию капитала как один из вариантов финансовой стабилизации Казахстана. «Из стран СНГ Казахстан имеет менее устойчивую экономику благодаря зависимости от нефти и газа. Такая мера как амнистия капитала будет провоцировать определенный рост. Вариант использования этой меры вполне возможен», - считает Евгений Носов, аналитик ИК «Атон». Что касается Российской Федерации, то такие методы не совсем приемлемы. «Если кризис, в котором мы сейчас находимся, реально будет усугубляться, то вряд ли амнистия капиталов или любые другие меры, которые принимаются со стороны правительства, нам помогут. И если мы будем видеть некоторое ослабление давления со стороны углубления рецессий, я думаю, Россия достаточно спокойно переживет этот финансовый кризис и даже закрепит свои позиции в мире как экономически развивающаяся страна, переходящая на более качественный уровень», - говорит г-н Носов. По его словам, в сложившихся условиях наиболее эффективной антикризисной мерой для Российской Федерации является помощь компаниям реального сектора. «Очень важно, что выдаются кредиты на финансирование внешних задолжностей. Если финансовые институты не смогут погасить свою задолженность, то активы все-таки останутся в России, нежели перейдут к иностранным владельцам. Я считаю, что это крайне грамотная и важная мера с точки зрения целостности и сохранения уровня РФ», - считает аналитик.
Возможности кризиса
Как говорят специалисты, нынешний финансовый кризис представляет угрозу экономике Казахстана по таким направлениям, как: закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня (БВУ), понижение мировых цен на биржевые товары, снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, сокращение производства в реальном секторе, уменьшение экспортной выручки, атака на тенге, девальвация и спекулятивный отток капитала. Не секрет, что во многих странах проводится стимулирующая монетарная политика: снижаются учетная ставка, нормы МРТ. К таким мерам прибегает и казахстанское правительство. «Сегодня Нацбанк РК стоит перед дилеммой обеспечения финансовой стабильности, ликвидности для БВУ, с одной стороны, и достижением целевых показателей по инфляции, с другой. Вдобавок к планируемому снижению ставок МРТ можно было бы рекомендовать снижение ставки рефинансирования, но эта мера может отрицательно повлиять на макроэкономическую стабильность. Эффективным является субсидирование экспортных кредитов и микрокредитов для МСБ», - говорит в интервью «Капитал.kz» Сара Алпысбаева.
По ее мнению, также допустимы защитные меры во внешней торговле, направленные на стимулирование экспортеров и импортозамещение. Кроме того, следует упростить систему государственных закупок для ускорения перетока средств из бюджета в производство и сфокусировать их на увеличении доли казахстанской продукции. И самое главное: во время кризиса необходимо использовать негативный период снижения спроса на продукцию казахстанских производителей для реализации возможностей по модернизации экономики и повышению качества человеческого капитала. «Сейчас можно взять тайм-аут и бросить максимальное количество финансовых ресурсов, выделенных из Нацфонда, не в топку самого кризиса, а на цели технологической модернизации до мирового уровня действующих предприятий обрабатывающего сектора, реализующих новые переделы; на реконструкцию и модернизацию инженерной инфраструктуры и коммуникаций общественного пользования; строительство дорог и обновление коммунальных сетей в регионах», - объяснила г-жа Алпысбаева.
Для этого можно выделять низкопроцентные долгосрочные кредиты и одновременно задействовать высвобождаемую с крупных предприятий квалифицированную рабочую силу. Совершенно необходимо сконцентрировать средства казахстанских институтов развития на реализацию только системных проектов, которые могут дать мультипликативный эффект для экономики. Для повышения качества человеческого капитала и научно-технического потенциала надо создавать центры повышения технической подготовки, приглашать высококвалифицированных специалистов из других стран. «На мой взгляд, необходимо не только бороться с последствиями мирового кризиса для экономики Казахстана, но и в стратегическом плане думать о том, с чем и какими мы выйдем из кризиса через 1-2 года. А мы должны выйти из кризиса другой страной - обновленной, уверенной в себе и более конкурентоспособной», - резюмировала эксперт.