Государственный внешний долг составляет лишь 8,2% от странового долга или 13,2 млрд долларов. Внешний долг Казахстана по состоянию на 1 октября 2020 года составил 160,9 млрд долларов или 90,7% к ВВП. Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Национального банка РК.
«Указанный объем внешнего долга не подлежит выплате за счет средств бюджета или населения, так как около 80% внешнего долга приходится на обязательства частных организаций, по которым ни государство, ни рядовые граждане не отвечают», - цитирует пресс-служба слова директора Департамента платежного баланса Нацбанка РК Азата Ускенбаева.
Внешний долг квазигосударственного сектора – 12,5% (или 20,1 млрд долларов) составил в совокупности 18,8% к ВВП, что согласно международной практике относится к безопасному уровню.
На 1 октября 2020 года прямые и условные внешние обязательства Казахстана составили 33,3 млрд долларов, сократившись за последние 3 года на 6,2 млрд долларов или 15,7% за счет досрочного погашения и реструктуризации внешнего долга организаций квазигосударственного сектора.
«Исторически государственный сектор Казахстана является нетто-кредитором по отношению к остальному миру (на 1 октября 2020 года внешние активы превышали внешние обязательства на 43 млрд долларов или в 4,3 раза), то есть остальной мир должен нам больше, чем мы ему», - сказал Азат Ускенбаев.
Наибольшую часть в структуре внешнего долга страны занимает межфирменная задолженность частного сектора (101,3 млрд долларов или 62,9%), большую часть которой составляют три крупных проекта с иностранным участием – Кашаган, ТШО и Карачанак. Для реализации подобных проектов иностранные инвесторы финансируют компании своей группы, зарегистрированные в Казахстане. По международной методологии такие инвестиции также считаются внешним долгом страны.
«В международной практике принято исключать межфирменную задолженность при анализе параметров внешнего долга, так как она считается наименее рисковой. Ведь аффилированные кредиторы заинтересованы в продолжении успешной деятельности заемщиков, и, во многом, эти обязательства являются условными», - сказал Азат Ускенбаев.
Внешний долг Казахстана находится под постоянным мониторингом и контролем со стороны правительства и Национального банка. Концепцией новой бюджетной политики и Концепцией формирования и использования средств Национального фонда установлены индикаторы, определяющие долговую устойчивость страны:
а) соотношение государственного и квазигосударственного долга (внешнего и внутреннего) – не должно превышать 60% ВВП (46,5% на 1 октября 2020 года);
б) соотношение внешнего долга страны - не должно превышать 100% от ВВП (90,7% на 1 октября 2020 года);
в) объем внешнего долга правительства и внешнего долга субъектов квазигосударственного сектора – не должен превышать общий размер валютных активов Национального фонда (59,1% на 1 октября 2020 года).
Соблюдение данных показателей обеспечивается ежегодным установлением министерством финансов (для государственного долга) и специальной межведомственной комиссией (для квазигосударственного долга) допустимых объемов (лимитов) внешнего заимствования.
Следует помнить, что внешний долг – это не обязательно нагрузка на экономику и население страны. Внешняя задолженность при наличии возможностей рационально погашать ее (стабильный уровень доходов, наличие ликвидных активов) служит дополнительным источником инвестиций.
Привлечение внешнего финансирования обеспечивает приток новых технологий, создает рабочие места, обеспечивает поступление прямых налогов, способствует интеграции в мировые производственные цепочки и расширению рынков сбыта.