Национальный оператор инвестирует в будущее
Через 2 года бороздить просторы отечественного небосклона будут пилоты, прошедшие обучение за рубежом. Национальный авиаперевозчик компания «Эйр Астана» усиливает подготовку специалистов для пополнения рядов авиакомпании и обеспечения еще более высокого уровня полетов.
По мнению специалистов, действующая система обучения организации управления движения на воздушном транспорте в Казахстане еще не соответствует современным международным требованиям по первоначальной подготовке пилотов гражданской авиации для эксплуатации западной авиационной техники. А становление такой базы в нашей стране займет несколько лет, в то время как гражданская авиация испытывает острый дефицит в отечественных молодых специалистах-пилотах уже сейчас.
Как рассказал «Капитал.kz» Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана», на сегодняшний день в авиакомпании работает около 300 пилотов. В основном это местные кадры, иностранных пилотов - порядка 15-20%. В авиапарк входит 21 воздушное судно, при этом в планах «Эйр Астаны» к 2022 году увеличить свой флот до 63 судов. «Учитывая динамичный рост авиакомпании и высокие требования, набор пилотов ведется постоянно. К сожалению, существующих на отечественном рынке кадров не хватает, а до 2012 года нам необходимо набрать 300 пилотов. Для того чтобы выйти из создавшейся ситуации, авиакомпания «Эйр Астана» решила обучать пилотов собственными силами по программе ab-initio», - говорит г-н Фостер.
Программа ab-initio направлена на обучение граждан, ранее не работавших пилотами и имеющих хорошие знания в области физики, математики и английского языка. Отбор участников будет вестись на регулярной основе в 4 этапа. Первый этап включает в себя собеседование, прохождение медицинской комиссии и психологический тест. На втором этапе проходит компьютеризированная оценка способностей пилотов. В нее входят тесты по математике и физике, а также психометрический тест и оценка знаний английского языка по стандартам ICAO. Третий этап состоит из упражнений на командообразование. Кандидаты, прошедшие до финальной стадии, проходят на пилотажном тренажере проверку способности к обучению.
В течение трех месяцев в авиакомпании проводился процесс отбора претендентов. Для участия в программе обратилось 176 претендентов. Среди них 119 человек были допущены до прохождения интервью, 36 дошли до второго этапа. Из этого большого количества желающих попробовать себя в качестве пилота лишь 8 смогут работать в АО «Эйр Астана». В ближайшее время они отправятся на обучение в американскую школу САРТ, после чего получат профессиональные сертификаты пилотов коммерческих авиалиний. По словам Талгата Бакубаева, менеджера по обучению АО «Эйр Астана», в общей сложности курс обучения займет около двух лет. «56 недель курсанты проведут в США, в штате Флорида, где непосредственно находится школа. После этого они на 24 недели поедут в Европу, в частности в Амстердам и Испанию», - пояснил г-н Бакубаев.
Авиакомпания «Эйр Астана» возьмет на себя оплату 100% от общей стоимости обучения, но 50% от суммы будет вычитаться с заработной платы пилотов. «Стоимость обучения составляет $80 тыс., из которых $40 тыс. мы оплачиваем безвозмездно. За оставшуюся же часть пилоты рассчитаются с нами в течение 7 лет. То есть 7 лет - это обязательный срок работы на нашу авиакомпанию», - объяснил г-н Фостер. По его словам, прежде всего, начинающие авиаторы попробуют себя в роли вторых пилотов, а затем будут двигаться по карьерной лестнице вверх - вплоть до капитанов экипажа. «Эйр Астана» обеспечит пилотов достойной оплатой труда, которая им позволит производить выплаты за обучение. Кроме того, авиакомпания предоставляет своим сотрудникам хороший социальный пакет, а также ежегодно увеличивает заработные платы. «Заработная плата второго пилота составляет $2 тыс., а капитанов реактивного воздушного судна - $6-7 тыс. Плюс ежегодно у нас происходит повышение зарплаты порядка 10%», - отметил президент АО «Эйр Астана».
В будущем авиакомпания рассматривает возможность обучать пилотов в Казахстане. АО «Эйр Астана» и школа САРТ подписали письмо-намерение о создании центра по обучению пилотов в Алматы по американской программе. Стороны надеются, что эффективное партнерство в рамках ab-initio будет способствовать продвижению проекта казахстанской школы пилотов.