Зачем россияне создают аналог KazSat?
«Капитал.kz» продолжает тему о первом казахстанском спутнике KazSat-1. Предыдущий материал «Мы его потеряли» вызвал немало откликов различных ведомств и операторов связи, которые считают, что в статье была представлена искаженная, не соответствующая действительности информация. В этой связи мы обратились к ним за комментариями.
Так, комментируя сложившуюся ситуацию вокруг спутника, бывший председатель Агентства информатизации и связи, ныне председатель правления АО «Казахтелеком» Аскар Жумагалиев сказал, что спутник – это наукоемкое сложное устройство, создание которого осуществлялось по принципу кооперации ведущих производителей (российский ГКНПЦ им. Хруничева, Московское отдельное конструкторское бюро «Марс», ФГУП «Факел», итальянская компания «Алениа Спейс» и др.) и госорганов (Федеральное космическое агентство и Министерство информационных технологий и связи РФ, Министерство транспорта и коммуникаций РК, Министерство образования и науки РК, Агентство по информатизации и связи РК). В частности, в компетенцию АИС входили вопросы использования радиочастотного спектра, международной координации радиочастот и распределения национальных ресурсов в области связи.
О востребованности и своевременности спутника свидетельствовала 70%-ная загрузка его емкости операторами связи в конце прошлого года. Об этом также свидетельствует протокол, подписанный ведущими операторами, которые отметили, что по качеству предоставляемых услуг спутник не уступает зарубежным аналогам. «Операторы положительно оценили работу приемо-передающего радиооборудования спутника, которое было изготовлено известным итальянским производителем «Алениа Спейс», - сказал Аскар Жумагалиев.
«Капитал.kz» стало известно, что 8 апреля 2008 года в Наземном комплексе управления космическими аппаратами и системы мониторинга связи в Акколе Акмолинской области состоялось совещание, на котором обсуждены вопросы эксплуатации спутника KazSat. (На тот момент права собственности на спутник KazSat принадлежали Национальному инновационному фонду). По результатам совещания, в котором участвовали операторы связи и вещания РК и АО «РЦКС ЭМС РЭС», был принят протокол по итогам эксплуатации спутника KazSat в 2007 году. В протоколе зафиксировано, что «выступавшие выразили единое мнение об успешной эксплуатации спутника KazSat, грамотно организованной работе специалистов АО «РЦКС ЭМС РЭС» и выигрышной для операторов Казахстана тарифной политике». В частности, операторы отметили, что по техническим характеристикам, по качеству оказываемых услуг, по зоне покрытия спутник KazSat не уступает зарубежным аналогам. Тарифная политика АО «РЦКС ЭМС РЭС» - выгодна для операторов связи и вещания.
Протокол подписан представителями компаний: АО «Astel», АО «Казахстанские телекоммуникации», ТОО «Energy Communication Company», ТОО «MDSat», АО «Казахтелеком», АО «Нурсат» и др. (отсканированный протокол прилагается).
Как рассказал «Капитал.kz» один из участников этого совещания, технический директор АО «Astel» Владимир Сикорский, компания использовала для своих нужд на KazSat 1,5 транспондера, это 108 Мгц. Сейчас в связи со сложившейся ситуацией компания вынуждена арендовать 36 Мгц у зарубежного оператора по цене, которая в 4 раза превышает тарифы KazSat.
По его словам, сейчас в мире наблюдается дефицит свободных спутниковых емкостей. В России дефицит спутниковой емкости составляет порядка 1 тыс. Мгц. В Азии, Африке и Европе нет свободной емкости. По планируемым летом 2009 года запускам спутников емкости практически все распроданы. «У нас были опасения в связи с тем, что точка стояния KazSat не была очень хорошая, но, тем не менее, качество самого спутника, когда он работал, нас вполне устраивало. Потребности в спутниковой емкости не удовлетворены, и свободных ресурсов в ближайшее время не предвидится. Поэтому чем раньше запустят KazSat-2, тем лучше», - сказал Владимир Сикорский.
Тем самым, с его слов Владимира Сикорского можно предположить, что вопрос об эксплуатации собственного спутника для Казахстана сегодня актуален как никогда.
Теперь стало известно, что многих операторов связи спутник устраивал как по тарифам на свои услуги, так и по качеству. АИС выполнило свои обязательства по проекту, касающиеся обеспечения так называемой полезной нагрузки спутника, который, как пояснили специалисты, состоял из приемо-передающего радиооборудования итальянской компании «Алениа Спейс».
В чем же причина потери спутника? Отвечая на этот вопрос, президент АО «Республиканский центр космической связи и электромагнитной совместимости радиоэлектронных средства» (РЦКС ЭМС РЭС) Виктор Лефтер сказал, что в настоящее время создана специальная комиссия, которая занимается выяснением причин нештатной ситуации. По предварительным данным российского ГКНПЦ им. Хруничева, в поломке KazSat фактор виновности казахстанских специалистов не установлен. Предварительная версия случившегося - это сбой в управлении бортовой цифровой вычислительной системой спутника. По его словам, в мировой практике существуют случаи, связанные с нештатными ситуациями с космическими аппаратами, в том числе с их полной потерей. Например, в 2006 году в мире было зарегистрировано свыше 20 подобных ситуаций, в прошлом году – около 30. При этом в 2006 году прекратили свою работу 3 космических аппарата, в 2007-м - потеряно 6.
Из компетентных источников стало известно, что российское ФГУП ГПК «Космическая связь» в скором времени запускает аналогичный KazSat спутник «ДМ-1». Напрашивается резонный вопрос: зачем создавать такой же спутник, если KazSat действительно был плох? Вопрос открыт.
Что касается конкретных причин вывода из строя системы управления спутником, то о них мы узнаем, скорее всего, только после обнародования заключения экспертной комиссии.