В 2009 году страна ждет волну миграции
Нехватка рабочей силы в стране стала решающим фактором для того, чтобы госорганы написали программу расселения имеющихся кадров. По иронии судьбы, подписали ее в период массовых сокращений и недостатка денежных средств.
С другой стороны, рано или поздно проблему с мигрантами нужно было решать если не в директивной форме, то хотя бы добровольно. Итак, свершилось. Правительство Казахстана утвердило программу «Нурлы кош», рассчитанную на три года.
«Целью программы является рациональное расселение и содействие в обустройстве и интеграции этническим иммигрантам, бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан, гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны, в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников программы», - указывается в документе.
Все участники программы будут обеспечены жильем. «Жилищный фонд будет складываться за счет восстановления, строительства и покупки жилья, а в городах Астане и Алматы - за счет аренды жилья», - говорится в программе. Участников программы расселят в «Северной, Южной и Центральной оси территориального развития». Вокруг крупных городов предполагается создать «сеть малых городов-спутников с присущими им экономической специализацией и развитыми локальными рынками труда». Расселять людей будут в приграничных населенных пунктах, в «сельских населенных пунктах с высоким и средним потенциалом». «Потенциальная емкость таких населенных пунктов по Северной оси территориального развития составляет 342,2 тыс. человек, Южной - 898,6 тыс. и Центральной - 77,7 тыс. человек», - отмечается в документе. То есть общая емкость населенных пунктов составляет 1,315 млн. человек.
Все участники программы и члены их семей получат право на социальную поддержку, дифференцированную по категориям участников и зонам расселения. В частности, соцподдержка для этнических иммигрантов включает в себя бесплатное предоставление адаптационных услуг; выплату единовременного пособия, возмещение расходов по проезду и провозу имущества. На реализацию программы планируется задействовать $1,64 млрд. Расходы на претворение программы «будут уточняться в законе о республиканском бюджете». «В целом по стране в ходе реализации программы будет обеспечена занятость 150 тыс. человек, из них две трети будут заняты в реальном секторе экономики - в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве», - поясняется в программе. На каждого добровольца страна выделит по $11 тыс.
Премьер-министр РК Карим Масимов ранее отмечал, что расселять людей нужно вблизи производств, создаваемых в рамках программы «30 корпоративных лидеров». Аналитики подсчитали, что для успешной реализации 30 прорывных идей Казахстану понадобится создать до 400 тыс. новых рабочих мест. Частично потребность в рабочей силе закроет местное население, остальная часть придется на приезжих.
«Новизна данной программы состоит вот в чем. Раньше мы каждый год принимали по 15 тыс. семей оралманов в год по квоте и выдавали разовые пособия в размере около 800 тыс. тенге. Теперь же мы будем принимать по 20 тыс. семей в год и расселять оралманов вблизи крупных производств. Участие в программе «Нурлы кош» - добровольное, и мы предлагаем переселяющимся этническим казахам самим заработать на жилье. Они могут получить кредит на льготных условиях», - поделился подробностями проекта вице-премьер РК Умирзак Шукеев.
«Кредит предоставляется на возвратной основе через акиматы. «Жилстройсбербанк» под 4% годовых будет выдавать финансовые средства сроком до 15 лет. В качестве первоначального 5%-го взноса будет учитываться земельный участок, который выдается оралманам государством», - пояснил министр труда и социальной защиты населения РК Бердыбек Сапарбаев.
В Южно-Казахстанской области около Шымкента, например, собираются построить микрорайон «Асар», где будет проживать около 20 тыс. этнических казахов. Подобные городки будут создаваться и в других регионах Казахстана.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, с 1991 года по 1 января 2008 года в Казахстан прибыло около 166 тыс. семей оралманов численностью более 651 тыс. человек. Переселенцы прибыли преимущественно из Узбекистана - 61,3%, Монголии -13,5%, Туркменистана - 8,4% и Китая - 8,3%.
К негативным следствиям миграции специалисты относят увеличение нагрузки на инфраструктуру и рост преступности. Обеспечение сельской рабочей силы жильем, ее медицинское обслуживание, строительство дополнительных сооружений санитарно-гигиенического назначения, обеспечение водой, электричеством также является труднорешаемой задачей. Наиболее пугающим эффектом миграции является преступность. Отмечается незапланированный рост семей среди мигрантов. Это - угроза социальной стабильности; спад конъюнктуры в городах может привести к тому, что, потеряв работу, мигранты, вероятнее всего, пополнят ряды забастовочного движения или оппозиционных политических групп.
В последние годы дискуссии по проблеме концептуальных подходов к регулированию миграции в Казахстане становятся все более бурными. В чем же недостаток этого, да и других документов подобного рода? Программа не носит обязательного характера, так как одобрена только правительственным распоряжением. Миграционная концепция есть, а миграционной стратегии нет – парадокс, в котором сегодня сосредоточена основная проблема в области миграции.
Существуют две главные стратегические линии миграционной политики. Первая подразумевает отказ от стимулирования притока мигрантов (сдерживание). Это, по сути, политика «закрытых дверей», которая при сохранении нынешней неблагоприятной тенденции развития демографической ситуации в стране чревата тяжелыми последствиями. Вторая – противоположный путь: серьезное стимулирование иммиграции и, как следствие, выработка государством особых подходов к расселению и адаптации иммигрантов. Но есть, правда, и третий, промежуточный, вариант – селективный отбор мигрантов. Он возможен только при серьезном государственном регулировании рождаемости и смертности. Каждая из стратегических линий миграционной политики имеет своих сторонников и противников, но важнее другое. Большинство оппонентов осознают: если государство серьезно не вмешается в вопросы демографической и миграционной политики, не предпримет в рамках специальных программ дополнительные экономические и финансовые усилия, не закрепит законодательно рычаги финансового и экономического стимулирования миграции, то в ближайшее время страна столкнется с огромным дефицитом рабочей силы.
Ближайшие три года – это организационно-правовой этап реализации миграционной политики. Суть данного этапа – предпринять неотложные меры для корректировки законодательства и разработки программных механизмов стимулирования иммиграции.
Российский опыт свидетельствует, что в основу миграционной стратегии лег тезис о необходимости стимулирования иммиграции преимущественно из государств – участников СНГ (исключив при отборе потенциальных переселенцев принцип национальной принадлежности). Структура программ состоит из блоков мероприятий:
- разработка законодательства с целью создания правовых механизмов легализации переселенцев и экономических рычагов поддержки добровольного переселения;
- реализация экономических мер (формирование рынка жилья, труда, социальной инфраструктуры, кредитование и пр.), направленных на обеспечение приоритетного права на иммиграцию в Россию категории иммигрантов, уже определенной на первом этапе;
- информационная работа, включающая предоставление потенциальным мигрантам информации о возможностях и условиях переезда;
- создание системы мониторинга процесса добровольного переселения, позволяющей корректировать ход реализации программы.
Кроме того, эксперты настаивали на необходимости учета еще двух аспектов:
- программа должна охватывать соотечественников/переселенцев, уже находящихся на территории России, в том числе с неопределенным правовым статусом;
- экономическое стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников/переселенцев должно сопровождаться осознанной государственной политикой в области увеличения рождаемости, снижения уровня смертности, укрепления института семьи, пропаганды здорового образа жизни и общего оздоровления населения России.
Пик репатриации пришелся на середину 90-х годов, когда в республику прибыло 164 тысячи репатриантов. Тогда и появился термин «оралманы» - так стали называть этнических казахов, приезжающих в РК из других стран. На тот момент за пределами Казахстана проживали около 4 миллионов казахов. А всего в мире насчитывалось более 12 миллионов людей казахской национальности. Наиболее многочисленные диаспоры были в Узбекистане - до полутора миллионов человек, России - 740 тысяч, Туркменистане - 70 тысяч. В странах дальнего зарубежья наибольшее число этнических казахов проживало в КНР - порядка полутора миллионов, Монголии - 100 тысяч, Афганистане - 30 тысяч и Турции -25 тысяч человек. Судя по всему, разработчики концепции посчитали, что все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину. Особенно уверенно это связывали с казахами, проживающими в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии.
Главным критерием оценки организации репатриации объявлялась «степень удовлетворенности репатриантов переселением на свою историческую родину и обеспечения необходимыми условиями жизнедеятельности». Квотирование должно было решить задачу закрепления репатриантов за теми территориями, где был наибольший отток населения, либо там, где казахи не составляли устойчивого большинства (области, граничащие с Россией). Однако полноценно решить эту задачу пока не удалось.