США рассчитывают разместить военные базы в Казахстане
США рассчитывают разместить свои военные базы в Казахстане и Узбекистане. С таким неожиданным заявлением выступил начальник генштаба ВС России Николай Макаров. Вот почему России не стоит расслабляться после прихода к власти «миролюбивого» демократа Барака Обамы.
«Этими базами опутаны все регионы мира, включая Европу. Они созданы в Болгарии и Румынии, планируется их создание также на территории Казахстана и Узбекистана. Идет активный процесс втягивания в НАТО Грузии и Украины. Налицо и стремление США усилить контроль над объектами ядерного потенциала РФ, - открыто заявил глава генштаба на общем собрании Академии военных наук 16 декабря в Москве. - Важно понять, что фактически арена борьбы находится не на дальнем Западе или Дальнем Востоке - она присутствует на границах России, в странах СНГ, где создаются уже боеготовые и оснащенные группировки войск передового базирования, готовые к действиям в течение считанных часов». По словам генерала, новый президент США Барак Обама уже заявил, что «необходимо консолидировать все силы и средства для контроля демократических преобразований в России и Китае».
Официальной реакции администрации США на это заявление пока не было и, видимо, не будет. Анализ выступления г-на Макарова позволяет предположить, что риторика генерала направлена не на предупреждение какой-либо угрозы, а вовнутрь, для укрепления патриотических чувств самих россиян перед внешней угрозой. И, возможно, для отвлечения внимания прессы от тяжело идущего процесса реформирования структуры управления вооруженными силами России. При проведении военной реформы в ВС России с 2009 по 2012 годы будет сокращено около 200 тыс. должностей офицеров, упразднен институт прапорщиков, численность которых на сегодняшний день составляет около 140 тыс. человек. В реальности может быть сокращено более 200 тыс. военнослужащих. С учетом семей военнослужащих реформа непосредственно затронет порядка полумиллиона человек. Сокращения в российской армии традиционно проводятся жестко по отношению к бывшим военным. Потому и новая реформа вызывает риски социальных волнений.
Для внешнего мира Николай Макаров сделал другое заявление: «Генштаб РФ не отказывается от диалога и готов сотрудничать с зарубежными партнерами, а Россия и НАТО должны продолжить сотрудничество в рамках совета РФ – НАТО».
Высказывания о возможности появления военных баз США в Казахстане в России появляются регулярно, но их основная цель – прозондировать позицию общества в самой России, считает политолог Досым Сатпаев. «Поводом для последнего высказывания генерала Макарова, возможно, стала ратификация соглашения об использовании воздушного пространства Казахстана для поддержки миссии НАТО в Афганистане. Но данное соглашение было заключено еще в 2001 году, сразу после серии крупных терактов 11 сентября в США. Поэтому говорить о каком-то сближении Казахстана и НАТО сейчас нелогично», - сказал он в интервью «Капитал.kz».
Наша страна является членом ОДКБ, куда входит и Россия, поэтому размещение военных баз других стран на территории Казахстана трудно и с юридической точки зрения: появление иностранных войск в государстве-члене блока невозможно без согласования с остальными участниками ОДКБ. Кроме того, Астана не может не замечать того, с каким раздражением Москва реагирует на появление новых военных объектов в сопредельных с РФ странах, достаточно вспомнить реакцию руководства России на решение разместить элементы ПРО США на территории Польши и Чехии.
Узбекистан в этом отношении более гибок. «В своей внешней политике он исходит из одному ему известных приоритетов, вот почему позиция Ташкента в отношении других стран постоянно меняется, - заметил политолог. - Это делает Узбекистан более слабым звеном, и я не исключаю, что на его территории может появиться военная база США».
Сегодня Соединенные Штаты используют одну базу на территории Центральной Азии: в 60 км от Бишкека войскам НАТО отдана часть аэропорта «Манас». Эта база используется для поддержки войск альянса, действующих в Афганистане. До ноября 2005 года США имели еще одну базу - «Ханабад» на юге Узбекистана. Но после жесткого подавления беспорядков в Андижане Вашингтон жестко же раскритиковал Ташкент за проводимую им внутреннюю политику. В ответ Правительство Узбекистана попросило американцев из страны. В начале года Ташкент немного ослабил жесткий режим в отношении американских военных, позволив части административных сотрудников, прикрепленных к Международному штабу НАТО, следовать транзитом в Афганистан через военную базу Германии в Термезе.
В свое время Вашингтон обращался за помощью и к Астане. Правительство Казахстана даже пошло навстречу. Но американцы не захотели осваивать более близкие к Афганистану авиабазы в ЮКО, пожелав расположиться в военной зоне аэропорта Алматы. Казахстанское правительство, не пожелавшее превращать важнейший транспортный аэропорт страны в прифронтовой аэродром, отказало американцам, но позволило транспортной авиации НАТО использовать авиакоридоры над территорией нашей страны для обеспечения войск альянса в Афганистане.