Финансовая грамотность как стимул повышения благосостояния
В Казахстане до 2011 года будет реализовываться Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан. Поводом для ее реализации послужили данные о низком уровне финансовой грамотности населения. Согласно исследованию инвестиционных предпочтений наших соотечественников, 41% казахстанцев предпочитает депозитные вклады в банках как способ хранения и инвестирования своих денег. Хотя, как отмечают специалисты, депозит – самый пассивный способ накопления денег, и это не инвестирование, а сохранение денежных средств. 9% вкладывают в развитие собственного бизнеса, коллективные инвестиции предпочитают 6%, а инвестиции в ценные бумаги - лишь 4%. 36% населения хранят свои сбережения по-прежнему под «матрасом». Причиной такого дисбаланса в первую очередь является слабая информированность населения о финансовых инструментах и услугах, которые предлагают финансовые институты. Заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию деятельности Регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) Дархан Нурпеисов рассказал «Капитал.kz» о своих взглядах на проблему финансовой культуры и задачах на данном направлении.
- Дархан Кадырбаевич, насколько сейчас, в период проблем с ликвидностью актуально повышать финансовую грамотность населения?
- Конечно, для кризисных периодов классические финансовые теории не совсем подходят. Они, как правило, безупречны для прогнозируемых ситуаций. Кризисы требуют нестандартных решений. Сегодня казахстанцам следует понимать, что можно получать прибыль и во времена финансовой нестабильности. К примеру, можно покупать ценные бумаги компаний, которые в момент экономического спада имеют низкую стоимость. Но в долгосрочной перспективе их цена будет только расти. Поэтому в условиях кризиса финансовые знания, даже их азы как никогда необходимы.
- Неужели финансовой грамоте можно научить всех?
- В разные годы, в разных странах в той или иной мере реализовывались национальные программы, скажем так, «финансового всеобуча». Слабое понимание финансовых продуктов и рынков широко распространено и в промышленно развитых странах. Это вынуждает правительства принимать меры по повышению финансовой грамотности населения, используя комплексные меры: нормативного правового обеспечения финансовых услуг, совершенствования школьных программ и сотрудничества с частным бизнесом. Например, в 2002-2003 годах такие развитые страны, как США, Великобритания, Австралия в целях повышения качества финансового образования населения запустили национальные проекты. То есть во многих странах финансовое образование - приоритет государственной стратегии. К примеру, программа повышения финансовой грамотности в США называлась «Ответственность за будущее», во Франции – «Финансы и педагогика», в Австрии – «Финансовые водительские права», в Швеции - «Экономия пенсии», в Польше - «Умей планировать свое будущее», в Великобритании - «Финансовая грамотность на работе: Заставь деньги работать», в Венгрии – «Деньги говорят!». Что касается сфер, в которых принятие компетентных решений имеет ключевое значение, то к ним отнесены основы накопления, управление кредитами, домовладение и пенсионное планирование. То есть все то, с чем каждый человек сталкивается в своей жизни. Если говорить о более широком понятии финансового рынка, то в программах для населения все его секторы, такие как банковский, страховой, пенсионный, и даже фондовый изучаются в первую очередь с позиции личного интереса людей.
- Давайте уточним, образовательный цикл сужается только до изучения основ рынка, или тематика будет дифференцирована?
- Наша цель - дать те знания, которые можно применять в жизни. Мы хотим, чтобы в современном мире современные люди применяли знания о финансах повсеместно. Поэтому мы системно планируем проведение информационно-образовательных мероприятий с делением аудитории по социальным, экономическим и возрастным группам. И если говорить о целевой группе слушателей, то она обширна: это практически все население Казахстана, желающее научиться инвестировать свободные денежные средства в различные финансовые инструменты: депозиты, облигации, акции, ПИФы, недвижимость, золото. И затем заниматься этим. Мы будем придерживаться дифференцированного подхода, исходя из разных социальных и возрастных групп, строить учебно-методическую, просветительскую работы. Это комплексная программа - и в ней задействованы все инструменты коммуникаций.
- Какую роль в реализации Программы повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения на 2007-2011 годы Вы отводите средствам массовой информации?
- СМИ играют огромную просветительскую роль, но хотелось бы сразу отметить, что это не единственный наш канал коммуникации с населением. Наши обучающие материалы активно используются на телевидении. Например, передача «Рабочие деньги» на телеканале «Хабар» построена по принципу хит-парада самых популярных вопросов населения об их личных финансах. Похожий принцип «вопрос-ответ» используется в телевикторине «Золотая фишка», но тут уже задают вопросы телезрителям. Передача носит развлекательно-образовательный характер и состоит из серии вопросов-ответов по финансовой тематике. Каждую неделю корреспонденты «Золотой фишки» ездят по городам и селам Казахстана и задают случайным прохожим несложные финансовые вопросы. Тот, кто отвечает правильно, получает приз. Телевикторина выходит на телеканале «ЕлАрна» в 20.25 по средам и четвергам - на казахском и русском языках соответственно.
Кроме того, нами курируется обучающая рубрика - «Экономический факультет» в программе «Бизнес-обзор». На этом же канале запускается получасовая студийная игра в формате ток-шоу «Умная игра». Первая программа уже вышла первого ноября. Кстати, любой желающий может принять участие в этой телевикторине, позвонив по бесплатному телефону 8-800-080-5101. Другая программа, точнее, обучающая рубрика в аналитической финансовой программе «Экономический Казахстан» на канале «Астана». Понятно, что и целевая аудитория здесь иная – более подготовленная. В первых числах ноября вышла информационно-аналитическая программа «Азбука капитала» на канале «Казахстан». Посмотрев передачу, телезритель открыл для себя мир финансов, узнал о том, как можно заработать на фондовом рынке, получил пошаговую инструкцию к действию. На этом же телеканале выходит передача «Финансовый барометр».
Что касается печатных СМИ, то во многих популярных республиканских газетах и журналах начали выходить обучающие статьи о том, как правильно выбрать кредит, как планировать семейный бюджет, как защитить свои права потребителя и многие другие актуальные темы в рамках финобразования. Уже сегодня запущены совместные проекты с журналами «Наши деньги в Центральной Азии», «Личные деньги», «Финансовый обозреватель». А для детей вышел в свет первый журнал для подростков о финансах «Карман».
- Вы отметили, что СМИ - не единственный канал коммуникации с населением. Какие еще механизмы АРД РФЦА использует, чтобы донести информацию до казахстанцев?
- Во всех регионах Казахстана открыты информационно-образовательные центры (ИОЦ), где все желающие могут получить необходимые консультации по любым интересующим вопросам в финансовой сфере, а также прослушать курс лекций и семинаров о способах управления деньгами. Кроме того, будут проводиться семинары, освещающие финансовые темы: о семейном бюджете, о различных условиях кредита, о возможностях пенсионных сбережений, о видах финансовых инструментов и об основах рынка ценных бумаг. Активно работает бесплатная телефонная линия, где на вопросы граждан отвечают финансовые консультанты и юристы (номер бесплатной телефонной линии – 8 800 080 0177 – прим. редакции). Мы поощряем самообразование и поддерживаем поиск финансовой информации своей аудиторией, поэтому был запущен сайт www.fingramota.kz. На сайте представлены разделы «Финансовые услуги», «Личный консультант», «Как управлять семейным бюджетом», «Финансовое управление» и другие.
В скором времени будут выпущены обучающие книги - для детей «Мой первый капитал», а для взрослых - «Как управлять семейным бюджетом», «Жизнь в долг», «Защита потребителя», «Беззаботная старость», «Я инвестор». Уже сами названия раскрывают содержание этих изданий. Они доступны по форме и изложению и построены на основе тех житейских примеров и ситуаций, которые возникают в нашей повседневной жизни. Так что могу подчеркнуть, что, если у человека есть желание постичь азы финансовой грамотности, сделать это можно в любом возрасте, в любое время и выбрать ту форму обучения, которая более всего ему подходит!
- Какой, на Ваш взгляд, будет результат от реализуемой АРД РФЦА программы?
- Когда потрясения мировых финансовых бирж пройдут, то процесс развития отечественного финансового рынка начнется с нового этапа. Понятно, что жизнь внесет новые коррективы. Но самое главное - население убедится в том, что в эпоху развитых рыночных отношений финансовое образование очень важно. Одной из основных задач и компонентов нового рынка станет формирование среднего класса – класса частных инвесторов, формирование «экономического» менталитета и мировоззрения, которые позволили бы сделать частные инвестиции важным звеном казахстанской экономики. Я считаю, что формирование среднего класса – это вопрос государственной важности, потому что именно он является ядром общества в развитых экономиках. Средний класс – это население, которое кроме прямых доходов в виде заработной платы имеет косвенные доходы, в виде процентов с депозитов, ценных бумаг, рентных платежей. Благодаря росту доходов в целом повысится качество жизни населения Казахстана, появится возможность инвестирования в образование, качественные услуги здравоохранения, отдых, накопления. В результате реализация данной программы станет одним из главных стимулов для повышения благосостояния каждого казахстанца.