Создано три новых завода по производству стройматериалов
В Казахстане появился промышленный узел по производству стройматериалов. Группа компаний SBS Group ввела в эксплуатацию три завода по производству строительных материалов в городе Кандыагаш Актюбинской области. В этом году введены в строй и начали выпуск продукции заводы по производству силикатного кирпича, автоклавного газобетона и изолирующих минеральных плит на основе базальта, рассказала «Капитал.kz» Светлана Обухова, главный маркетолог SBS Group.
Кирпичный завод будет выпускать до 80 млн. штук кирпича в год. Он полностью оснащен оборудованием германской компании W+K Mashinenfabrik GmbH. Номенклатура выпускаемой продукции включает полнотелые и пустотелые силикатные кирпичи, а также цветной кирпич. Цех по производству автоклавного газобетона планирует выпускать до 180-200 тыс. кубических метров продукции в год, завод минеральных плит - до 380 тыс. кубометров изолирующего материала в год.
Общий объем инвестиций в создание Кандыагашского промышленного узла составил около $90 млн. «Эти проекты реализованы за счет собственных средств компании и финансирования АО «Банк развития Казахстана», которое обеспечило 80% капитала предприятия», - пояснила «Капитал.kz» Шынар Ашенова, финансовый директор группы.
По ее словам, в 2007 году SBS Group до начала кризиса планировала окупить инвестиции в промузел в течение 5-6 лет. Но в сложившейся ситуации сроки окупаемости увеличились еще на 2-3 года. «Несмотря на то, что мировой финансовый кризис скорректировал ценовую политику производителей строительных материалов, - заметила г-жа Ашенова, - новое производство все равно было запущено». Заводы введены в строй уже в период кризиса, потому предприятия сразу были вынуждены работать в жестких условиях. «Когда мы начали выходить на рынок с продукцией, цена обычного кирпича составляла 35 тенге за штуку. Изначально поставив цену в 16 тенге, мы не ощущали такого большого спада спроса, как в других компаниях», - рассказала руководитель группы.
Говоря о рынке сбыта, главный маркетолог компании отметила, что первоначально в расчет брали только внутренний рынок. «Нужно было покрывать потребности внутреннего рынка, но сейчас мы прорабатываем поставки в Россию, поскольку Кандыагаш расположен недалеко от Самары, Оренбурга и Орска. Но поставки в Россию затруднены тем, что за счет транспортных и других расходов стоимость продукции увеличивается на 70-80%».
Некоторые аналитики считают, что если в Казахстане все ранее начатые проекты по производству стройматериалов будут реализованы, то через 5 лет рынок будет переполнен. Другие же уверены: в условиях нестабильности на мировых рынках капитала перегрева отечественного рынка стройматериалов в будущем не надо бояться. «Ситуация достаточно серьезная и думать, что завтра будет перегрев, не стоит. Если же это все-таки произойдет, мы начнем диверсифицировать свои производства, будем разрабатывать новые для Казахстана виды продукции. Например, на базе силикатного кирпича можно выпускать силикатные блоки, которые сегодня очень востребованы», - резюмировала г-жа Обухова.
Застройщики же считают, что ввод в эксплуатацию новых заводов по производству стройматериалов в Казахстане позволит не только использовать продукцию отечественного товаропроизводителя, но и автоматически снизить себестоимость строительства. «Корпорация «Век» больше половины потребляемых стройматериалов завозит из-за рубежа и по очень высоким ценам. На мой взгляд, такая практика долго продолжаться не может. Если мы будем закупать стройматериалы у отечественных производителей, это позволит существенно сэкономить на себестоимости нашего производства, в основном на транспортных расходах. Надо отметить, что качество товаров казахстанских производителей местами даже лучше, чем у зарубежных», - считает Асель Салихова, начальник департамента по связям с общественностью строительной корпорации «ВЕК». По ее мнению, даже в сложившихся финансовых условиях следует развивать казахстанское производство. «Кризис рано или поздно закончится. Это своего рода оздоравливающий фактор как для компаний, так и для производств. Я думаю, что выживут те компании, которые смогут лавировать в кризисных ситуациях. Сегодня на рынке все-таки существует некоторая емкость, которую надо заполнять и, желательно, продукцией отечественного производителя», - полагает г-жа Салихова.