Рынок мобильной связи будет расти
АВТОР

25.12.2008 • 21:13 721

Рынок мобильной связи будет расти

Эксклюзивное интервью с генеральным директором ТОО «КаР-Тел» Дмитрием Кромским

- Дмитрий Геннадьевич, как Вы оцениваете успехи компании в 2008 году?

- Я считаю, что этот год был для Beeline очень успешным. По итогам третьего квартала мы добились увеличения нашей активной абонентской базы на 10,1% по сравнению с предыдущим кварталом. В сочетании с практически стабильным уровнем пользования услугами и показателем ARPU (средний платеж одного клиента в месяц – ред.) это привело к росту выручки в мобильном сегменте за этот период на 7,3%. Рост выручки за год на 18,9% подкреплен значительным увеличением показателя маржи OIBDA до 53,4%. Я считаю такие результаты нашей компании успешными.

- Все ли заявленные задачи были выполнены?

- Приоритетным для нас было инвестировать в развитие сети более $200 млн. Эту задачу мы выполнили. Мы поставили более 500 новых базовых станций только за 3 первых квартала по всему Казахстану. По итогам всего года мы планируем установить порядка 800 базовых станций. Это позволит нам охватить территорию, на которой проживает 80% населения страны. Также мы построили дополнительный участок волоконно-оптической связи, что позволит нам в скором будущем уйти от дорогостоящей аренды каналов передачи данных и даст возможность самим зарабатывать на сдаче в аренду излишков мощностей своих ВОЛС. Можно сказать, что вся наша инвестиционная программа в 2008 году выполнена. 

Сеть продаж и обслуживания Beeline на конец текущего года состоит из 177 монобрендовых экспресс-салонов. Вместе с собственными открытыми офисами количество наших эксклюзивных точек продаж и обслуживания приближается к двумстам. Таким образом, мы построили одну из крупнейших ритейловых сетей в Казахстане. Это позволяет говорить, что Beeline - самый близкий казахстанцам оператор связи, и мы выигрываем в лояльности населения. 

- Чего Вы не сумели достигнуть? 

- К сожалению, в 2008 году в Казахстане так и не был решен вопрос с разрешениями на предоставление услуг третьего поколения. Мы предполагали, что лицензии на 3G и разрешения на частоты будут получены в текущем году, и мы сможем приступить к развертыванию сетей.

- Одним из путей повышения доходов операторов мобильной связи является увеличение доли неголосовых услуг (VAS). Какова сейчас структура доходов ТОО «КаР-Тел»? Какова доля доходов от VAS-услуг?

- Да, в условиях насыщенного рынка роль VAS-услуг будет приобретать все большее значение. Опыт зарубежных компаний показывает, что чем выше уровень проникновения, тем выше доля VAS-услуг, и это один из резервов увеличения ARPU клиентов. Сейчас неголосовые услуги дают нам 15% выручки, и мы будем продолжать развивать данное направление. В основном это передача SMS-сообщений и мобильный интернет. Процент проникновения GPRS пока не очень высок – порядка 6-7% от нашей абонентской базы, но динамика роста положительная. Доля активных пользователей услуг SMS составляет порядка 50-55%.

Мы планируем популяризацию и увеличение уровня доступности этих слуг. Рост VAS-услуг тесно связан с ростом компьютерной грамотности населения и уровнем доступности услуг интернета. Несмотря на то, что в интернет выходит всего 15% казахстанцев, уровень проникновения мобильного доступа в Сеть  не такой уж маленький. Скорее дело в низкой информационной грамотности. Хотя, конечно, фактор низкой скорости мобильного интернета тоже играет роль. Именно поэтому мы уверены в необходимости скорейшего внедрения 3G в Казахстане. Это может дать существенный импульс популяризации интернета. Уже сейчас более 80% казахстанцев пользуется мобильной связью, многие из них имеют телефоны, поддерживающие технологии третьего поколения. Да и на рынке уже довольно много бюджетных аппаратов с технологией 3G. Это значит, что 80% населения Казахстана на данный момент имеют все необходимое для пользования высокоскоростным мобильным интернетом. 

Если в 2009 году будет решен вопрос с разрешениями на оказание услуг в стандарте 3G, то сегмент VAS-услуг получит дополнительный толчок, позволит предложить потребителям принципиально новые услуги. Тем более что мы имеем такой опыт уже в трех странах: в Таджикистане, России и Узбекистане, где Beeline запустил сети 3G в коммерческую эксплуатацию.

- Рынок мобильной связи в РК подошел к критической точке роста. Мобильной связью охвачено практически все платежеспособное население Казахстана. Одновременно в экономике происходит кризис. Как это сказывается на работе компании?

- Хотя телекоммуникации в целом и сотовая связь, в частности, в меньшей степени испытывают на себе последствия современного экономического кризиса, мы, наравне со всеми другими отраслями,  столкнемся, скорее всего, с трудностями  в следующем году. Поэтому основным приоритетом в 2009 году для нас станет повышение эффективности бизнеса. Кризис – это всегда новая возможность для развития. 

В 2009 году уровень проникновения мобильной связи в РК превысит 100%. С учетом двойных-тройных SIM-карт уровень реального проникновения составит 70-75%. Это значит,  что мы будем продолжать привлекать новых абонентов. Прежде всего, это будут абоненты в сельской местности, в тех регионах, где пока нет покрытия. Другая наша задача - работа над лояльностью существующих абонентов. Кроме того, мы ставим себе задачу увеличить эффективность наших операций. Кризис дает возможность пересмотреть подход к операциям. Если мы все правильно сделаем в будущем году, то сможем увеличить маржинальность нашего бизнеса.

Если говорить о необходимости финансирования, то можно сказать, что ТОО «КаР-Тел» в следующем году не будет нуждаться во внешних источниках средств: предприятие генерирует достаточное количество доходов, чтобы развиваться на собственные средства. В условиях кризиса - это позитивное качество для предприятия.

Конечно, мы будем внимательно следить за развитием ситуации, ростом доходов населения и поведением потребителей с тем, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на вызовы рынка. Очень сложно спрогнозировать сценарий развития на весь год, но в ближайшие 3 месяца можно с уверенностью сказать, что рост рынка будет продолжаться. Однако мы ожидаем более низкие темпы прироста, чем это было в 2007 или 2008 годах. 

Основная часть населения страны, не являющаяся абонентами операторов мобильной связи, проживает в сельской местности. Понятно, что во время кризиса именно эта часть населения испытывает наибольшие трудности. Я не думаю, что резкое снижение тарифов позволит привлечь существенное количество абонентов. Тарифы будут плавно снижаться, и надеюсь, что ценовых войн за низкодоходный сегмент не будет. 

- То есть Вы не намерены активно снижать тарифы на услуги связи?

- Мы, так же, как и в 2008 году, будем сегментировано подходить к различным категориям потребителей. Тарифы будут снижаться, но мы постараемся не допустить «ценовых войн», так как мировой опыт показывает, что выигравших в них не бывает.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

связь мобильная связь телекоммуникации Дмитрий Кромский

25.12.2008 • 21:13 721

Поделиться
Рынок мобильной связи будет расти
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus