Подушевое финансирование образования будет прозрачным
При подушевом финансировании в организациях среднего образования, в идеале, должно частично оплачиваться образование в частных школах. Такого мнения придерживается Сауле Каликова, директор центра анализа образовательной политики ОЦ «Билим Центральная Азия». «Деньги, которые предназначены государством для ученика, должны пойти за ним, если он уйдет в частную школу. Остальную сумму доплачивают родители. На мой взгляд, это правильно», - рассказала «Капитал.kz» г-жа Каликова.
Напомним, в конце прошлого года Жансеит Туймебаев, министр образования и науки Казахстана, заявил, что в республике с 2010 года в организациях среднего образования будет внедряться методика подушевого финансирования.
По мнению министра, внедрение подушевого финансирования обеспечит прозрачность распределения средств и повысит ответственность руководителей организаций образования. «Совместно с акиматами будет разработана методика подушевого финансирования организаций образования. Подготовлена бюджетная заявка на республиканскую бюджетную комиссию», - добавил министр.
Сейчас практикуется сметное финансирование образования, которое базируется на учете класс-комплектов. По словам г-на Туймебаева, если класс переполнен, то фактически снижается финансирование каждого ребенка из этого класса, соответственно снижается и качество образования. «Государство выделяет большие средства на развитие образования. Только в 2008 году из республиканского бюджета выделено более 89 млрд. тенге типовых трансфертов, однако остались неосвоенными 5,7 млрд. тенге. В условиях хронического дефицита ученических мест срываются сроки ввода школ. Из-за неосвоения целевых трансфертов только по Акмолинской области перенесено строительство на следующий год и не освоено более 1 млрд. 600 млн. тенге, в Павлодарской области не освоено 987 млн. тенге. Такие факты можно привести по каждой области. Для повышения освоения целевых трансфертов будут осуществляться соглашения между МОН РК и акиматами областей городов Астана и Алматы», - отметил Жансеит Туймебаев.
По мнению специалистов, переход на подушевое финансирование образования связан с формированием трехгодичного бюджета. «Правительство заявило о том, что Казахстан перейдет на трехгодичный бюджет на основе стратегического планирования. Ввели такое понятие, как бюджет, ориентированный на результат. Каждый департамент образования должен представить трехгодичный стратегический план развития своей системы образования с ожидаемыми результатами и стоимостью этих результатов. Когда сталкиваешься с таким типом планирования бюджета, то обязательно нужно найти единицу измерения, с которой можно работать. Такая единица - ученик. У нас финансируются программы, мероприятия. При подушевом финансировании должна быть формула стоимости ученика, в которую закладывается все - и стоимость работы учителя, и стоимость электричества, и прочее», - полагает г-жа Каликова.
Переход на подушевое финансирование в системе образования должен был произойти давно. Такой метод повысит ответственность руководителя организации, прозрачность и подотчетность бюджета.
По мнению специалистов, стоимость обучения одного ученика в Казахстане должна быть разной, в зависимости от региона и размера школы. «Например, в Центральном Казахстане может быть одна стоимость, в Южном Казахстане - другая. В смету закладываются отопительный сезон и особенности региона, которые могут повлиять на содержание учебных заведений. В зависимости от этого каждый областной департамент будет формировать заявку в бюджет.
Сейчас в систему образования пошли большие деньги, многие деньги остаются не освоенными, потому что освоение средств всегда прямо связано с планированием. Когда планирование формируется по сметам, большими блоками - оно не всегда может быть точным. Когда планирование средств идет на одного ученика, это уже более тонкий инструмент, который легче отслеживать», - говорит Сауле Каликова.
В Казахстане в 1999 году уже была принята норма подушевого финансирования. Но от этой методики пришлось отказаться. «В таком режиме проработали один год и отказались. Одной из причин стало то, что территория Казахстана велика и очень трудно определить адекватную стоимость. Другая причина, которая приводилась в качестве аргумента, это большое количество малокомплектных школ. На первый взгляд кажется, что такие школы будут в проигрыше. Считалось, что подушевое финансирование для Казахстана невыгодно, потому из всех сельских школ 67% относятся к малокомплектным. В мировой практике используют дополнительные коэффициенты, поясняет г-жа Каликова.
Как будет происходить подушевое финансирование, неизвестно. Но, по словам экспертов, такая мера может оградить родителей от постоянных «поборов» в школах. «Сейчас говорят, что в школе не хватает то одного, то другого, и это является основанием для сбора дополнительных денег с родителей. При подушевом финансировании такого быть не должно, будет оплачиваться только то, что идет сверх государственных стандартов, например уроки хореографии или дополнительные занятия. И родители будут знать, сколько это стоит», - резюмировала директор центра.