МВФ похвалил Правительство Казахстана
Миссия Международного валютного фонда посетила Казахстан и опубликовала отчет и рекомендации по итогам встречи, которые выглядят не столь уж оптимистично и обнадеживающе. Так, в текущем году рост экономики республики составит 1% и лишь незначительно повысится в 2010-м. Виной этому «торможению» являются внешние факторы. В частности, более низкие цены на нефть и биржевые товары, неблагоприятные условия на международных финансовых рынках и развитие экономической ситуации в России отрицательно сказываются на уровне доверия, доступе к кредитам и потоках иностранной валюты.
МВФ прогнозирует, что после зарегистрированного в 2008 году высокого положительного сальдо, в этом году, по мере сокращения экспортной выручки, по счету текущих операций платежного баланса сформируется дефицит.
По данным Международного валютного фонда, перед Казахстаном по-прежнему стоят масштабные и сложные задачи, и предстоящие месяцы будут непростыми. Тем не менее, убеждены в МВФ, правительство разработало смелую стратегию преодоления возникших экономических и финансовых трудностей. По мере осуществления этих планов будет важно, чтобы правительство подробно разъясняло цели своей экономической политики и вместе со всеми заинтересованными сторонами обеспечило ее последовательную и комплексную реализацию. Ход реализации программы необходимо тщательно отслеживать, с тем, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Нужно, чтобы фонд «Самрук-Казына» предоставлял полную и регулярную отчетность о своих операциях, поскольку этому фонду отводится центральная роль в реализации программы. И уже в понедельник Кайрат Келимбетов, председатель Фонда национального благосостояния (ФНБ) «Самрук-Казына», объявил о том, что «Казкоммерцбанк» и «Народный банк» до 31 января получат по $1 млрд.
По мнению аналитиков, опрошенных «Капитал.kz», важно реализовать программу в ближайшее время, потому что промедление может еще больше затормозить такие секторы, как ипотечное кредитование, строительство и МСБ, которые потом уже сдвинуть с мертвой точки будет сложно.
В МВФ полагают, что для определения и принятия мер по устранению факторов уязвимости в банковском секторе необходима комплексная стратегия. И отправной точкой должна стать всесторонняя оценка нынешнего финансового положения крупных банков. При этом в данной оценке «неплохо» было бы поучаствовать и внешним экспертам, считают в МВФ, однако центральная роль по-прежнему должна отводиться АФН.
«Мы приветствуем проводимую АФН работу по углублению оценки состояния крупных банков и разделяем мнение агентства о том, что в сложившихся условиях ухудшения качества ссуд и снижения стоимости залогового обеспечения банки должны существенно повысить уровень резервов на покрытие возможных убытков (провизий). Кроме того, мы полагаем, что также необходим полный и прозрачный учет активов, которые банки держат за рубежом, и их способности генерировать ликвидность в иностранной валюте, размеров связанных кредитов в портфелях банков и связей между банками и пенсионными фондами», - отмечается в отчете.
Что же касается банков, которые теперь получат поддержку от правительства, надзор за ними должен быть жестким, ну или как пишут в МВФ, интенсивным, чтобы оценить происходящие изменения ситуации и обеспечить внедрение бизнес-планов для устранения существующих слабых мест в их деятельности. Для обеспечения такого усиленного надзора важно, чтобы АФН было независимым и обладало ресурсами для выполнения своих задач.
Респект - тенге
В отношении обменного курса перед Национальным банком РК стоит сложная дилемма. Начиная с августа 2007 года, стабильность тенге служила важным якорем для экономики в условиях финансовых потрясений, однако, учитывая ослабление валют в других странах данного региона за последние месяцы, конкурентоспособность казахстанских производителей снижается. Не существует простых ответов на вопрос о том, как обеспечить баланс между поддержанием стабильности обменного курса и осуществлением некоторого ослабления курса с целью восстановления конкурентоспособности, в сложившихся сложных условиях любая стратегия в области обменного курса сопряжена с рисками.
«Мы полагаем, что на данном этапе политика, продолжающая поддерживать стабильность тенге в широком плане, является обоснованной и целесообразной—в последние месяцы интервенции на валютном рынке относительно невелики, а уровень валютных резервов по-прежнему высок», - уверены в МВФ. Тем не менее, необходимо постоянно проводить оценку такой политики, принимая во внимание развитие экономической ситуации в странах – ключевых торговых партнерах, состояние внутренней финансовой системы Казахстана и объем валютных резервов.
Сократить неприоритетные расходы
Мониторить необходимо и макроэкономические данные. Учитывая прочную исходную позицию, значительное смягчение бюджетной политики в прошлом году было обоснованной и в настоящее время оказывает серьезную поддержку экономическому росту. Тем не менее, с учетом недавнего введения в действие нового Налогового кодекса и сохраняющейся неопределенности в отношении прогнозов по ценам на нефть, будет важно, чтобы правительство тщательно отслеживало собираемость доходов в следующие месяцы с целью обеспечения выполнения намеченных показателей. Если произойдет значительное снижение доходов по сравнению с предусмотренным в бюджете уровнем, может потребоваться определенное сокращение неприоритетных расходов; при этом будет важно защитить — и даже увеличить — расходы на систему социальной защиты.
Фонд прогнозирует и снижения ставки рефинансирования в ближайшее время, если продолжится ослабление инфляции и не произойдет усиления давления на обменный курс. Но важно сохранить реальные процентные ставки на положительном уровне, чтобы поддержать внутренние депозиты и помочь банкам перейти на более устойчивую базу финансирования.
Похвалив Правительство Казахстана, МВФ все же считает, что важным фактором для дальнейшего роста экономики республики является своевременное выполнение всех программ и мер, заявленных им.