Счетный комитет подводит итоги
Вчера пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета выпустила сообщение о том, что, несмотря на количественное улучшение показателей развития малого и среднего бизнеса (МСБ), ожидаемые результаты программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы не достигнуты.
Из-за отсутствия надлежащего внутреннего финансового контроля со стороны министерства индустрии и торговли АО «ФРМП «Даму» практически стало ресурсной базой банковской системы, органом снижения риска банковской деятельности, а не поддержки малого предпринимательства.
В результате из 30 млрд. тенге, выделенных из республиканского бюджета на реализацию программы, фондом до малого и среднего бизнеса непосредственно доведено только 11,9 млрд. тенге, или 40% от общего объема финансирования. Допущено неэффективное использование на сумму более 6 млрд. тенге. Безвозвратные потери республиканского бюджета по вине руководства фонда составили 3,5 млрд. тенге.
Установлено, что фондом на средства, выделенные на реализацию программы, приобретались ценные бумаги банков второго уровня (БВУ) и различных акционерных обществ. Бюджетные средства размещались на депозитах БВУ. При этом не реализованы мероприятия по созданию эффективных систем микрокредитования, гарантирования кредитов банков второго уровня, предоставляемых субъектам малого и среднего бизнеса. Отсутствовала качественная экспертиза кредитуемых проектов.
Счетный комитет отмечает, что неэффективная реализация программы во многом связана с большим количеством участников, ответственных за ее реализацию, при низком уровне их координации и ответственности. Программа разработана министерством экономики и бюджетного планирования, реализована министерством индустрии и торговли, фактическим оператором и получателем бюджетных средств было АО «Фонд развития малого предпринимательства (ФРМП) «Даму».
Как сообщил «Капитал.kz» Кайрат Келимбетов, эти нарушения допущены при прежнем руководстве фонда, который практически был бесконтролен.
Во всем мире работа государства с малым и средним бизнесом заключается не в том, чтобы выдавать справки и проверять отчеты, а реально создавать инфраструктуру для поддержки МСБ, выделять средства для развития предприятий. В Казахстане же пока наоборот.
Бизнес в республике развивается медленно по многим причинам, в том числе и из-за того, что не все предприниматели могут привлекать займы банков даже по государственным программам, в силу ограничений, к примеру, то же залоговое имущество, в качестве которого предприниматели со своей стороны могли предложить только недвижимость, цены на которую сильно упали. Поэтому небольшое число предпринимателей в настоящее время обращаются в банки за получением кредитов, пусть даже по госпрограммам, пояснил нам Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана (НАП).
Так, по его словам, в прошлом году много предприятий закрылось из-за кризиса, например по Астане, если в 2007 году с убытками закрылось 4 тыс. предприятий, то в 2008 году - 16 тыс. И почти такая же картина в Алматы.
Кроме того, в Казахстане очень жестко стоит вопрос о подготовке работников и специалистов, все время государство сваливало такую работу на предпринимателей. Конечно, если это градообразующее предприятие, которое может себе позволить обучение, в том числе и за рубежом. А у представителей МСБ нет возможности обучать своих работников за рубежом или приглашать специалистов из других стран. Здесь должна быть поддержка со стороны государства.