За минувшую неделю в Кыргызстане на покой отправлены более 20 высокопоставленных чиновников
Курманбек Бакиев продолжил 2009 год массовыми отставками бюрократов. Так, к примеру, в Доме правительства помахали платочком первому вице-премьеру, министрам образования, сельского хозяйства, иностранных дел, губернатору Чуйской области, нескольким мэрам и руководителям госадминистраций, начальникам отделов Главы государства. На освободившиеся места, что любопытно, пригласили более молодых людей в возрасте до 40 лет. Один из них – бывший оппозиционер Омурбек Бабанов, являвшийся сторонником экс-премьера Алмазбека Атамбаева. Источники в администрации президента объяснили происходящее стремлением обновить чиновничий состав, чтобы освободить дорогу новому, более прогрессивному поколению.
- В Кыргызстане меняется команда для цементирования элиты вокруг президента в преддверии более серьезных экономических потрясений, ожидающих страну, - комментирует случившееся известный эксперт, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. - Мне представляется, что можно было ожидать чего-то подобного. Ясно, что переструктурирование администрации президента и появление секретариата предполагало дальнее продолжение подвижек в высшей элите Кыргызстана. Ясно было и то, что подвижки будут касаться не столько технических моментов, как могло бы казаться. И дело не в закулисных межклановых противостояниях и противоборствах новых центров силы вокруг Курманбека Бакиева. Он активно перестраивает элиту под себя. И если сравнивать происходящее в Кыргызстане с процессами в соседних республиках (в первую очередь – в Таджикистане, где также произошли массовые отставки, и Казахстане, где передвижения чиновников были дозированными), налицо общие тенденции.
- Президенты стран региона пытаются консолидировать ближайшее окружение, высший политический класс в преддверии сложных экономических процессов, уже затронувших регион, - полагает Грозин. - Но пока только затронули. И, скорее всего, и Бакиев, и Рахмон, и Назарбаев располагают информацией о том, что в ближайшие месяцы кризис ударит по региону сильнее, чем предполагалось и подавалось в тех же СМИ. Он, как и его коллеги из соседствующих республик, стремится снизить остроту деления высшей бюрократии и бизнес-элиты (развести два эти понятия в реалиях Средней Азии достаточно сложно), снять остроту межклановых противоречий, повысить эффективность работы ближнего круга.
Внутри республики звучат несколько иные оценки. «Все, что происходит в Кыргызстане в последние две недели, я бы обозначил таким понятием, как аппаратные игры, - заявил глава Ассоциации политологов Нур Омаров. - На мой взгляд, все эти кадровые перемещения не способны привести к реальному улучшению социально-экономической и политической ситуации в стране».
- Общественности пытаются внушить, что кадровые перестановки в правительстве направлены на улучшение социального положения и благосостояния народа, - подчеркнул Омаров. – Но, как я считаю, они являются результатом столкновения противоборствующих интересов квазиэлитных групп, окружающих Бакиева. В результате такого рода перестановки не только не укрепляют позиции государства, но и в определенном смысле ослабляют его. Кыргызстан на постсоветском пространстве уже стал образцом череды быстро сменяющихся правительств и приоритетов развития. Наше кыргызское общество, в конечном итоге, становится жертвой разного рода кадровых и иных экспериментов.
- Перестановки в высшем руководстве Кыргызстана – это положительный момент, - полагает, в свою очередь, политолог Марс Сариев. - Произошел прорыв молодых кадров. В министерствах и неправительственном секторе на вторых ролях работало много людей с хорошим западным образованием и реальным пониманием происходящего в стране. Я думаю, что новые назначения должны позитивно сказаться на отношениях властей и оппозиции. С акаевских времен в Кыргызстане существовала каста управленцев, которая сформировалась еще при Советском Союзе, и она не пускала во власти свежие силы. В Казахстане приход молодых кадров произошел мягко, а у нас до сих пор этого не было. Сейчас, если с приходом молодых перелома не произойдет, продолжится битва номенклатурщиков. Ситуация зависит от президента и его политической воли. Кадровые перестановки – опасный ход, потому что ближайшее окружение Курманбека Бакиева – это все-таки старая гвардия.
- У каждого поколения есть свои задачи, цели и миссии, - убежден депутат парламента от Народной партии «Ак Жол» Зайнидин Курманов. - Посмотрите, в странах Восточной Европы, в Прибалтике сменились уже несколько поколений, поэтому там происходят большие перемены, ожидания людей оправдываются. Но не хочу бросать камень в сторону тех, кто освобожден. Это ценные кадры, и их опыт, навыки, способности должны быть использованы на государственной службе, но, может быть, в других направлениях.
- По моему предположению, смена политических элит свидетельствует о том, что перед нашей республикой встают новые задачи, - заключил Курманов. - Придет время, и мы уйдем. И я готов уйти, чтобы уступить место молодым. Потому что у молодежи есть энергия, желание перемен, максимализм, то есть качества, которые отсутствуют у большинства представителей старшего и среднего поколений.