Школы вождения Алматы испытывают затруднения
Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Тем не менее, в условиях экономического спада это утверждение уже недостаточно верно. Сейчас сократилось количество желающих не только приобрести автомобиль, но и пройти соответствующие курсы обучения. Для того чтобы приобрести лицензию и права профессионального водителя категории В, необходимо выделить времени на обучение порядка трех месяцев и свободных денег в среднем около 100000 тенге. В Алматы из 48 автошкол, специализирующихся на курсах по обучению профессиональному вождению, примерно 25% испытывают серьезные финансовые трудности. Вероятность того, что в скором времени количество автошкол в мегаполисе может сократиться почти на треть, довольно высока.
Как рассказал «Капитал.kz» председатель совета директоров школы профессионального вождения «Казкор» Александр Ким, на рынке действительно наблюдается большой спад. По его мнению, отголоски экономических затруднений в стране рано или поздно должны были затронуть и деятельность сферы услуг, в том числе и сферы различных профессиональных курсов. Несмотря на то, что деятельность компаний на рынке услуг более гибкая, нежели у производственных предприятий, существенного сокращения себестоимости добиться столь же не просто. Арендная плата, заработная плата сотрудников и преподавателей, налоговые выплаты, замена и ремонт оборудования, а также топливо – основные статьи расходов компаний, предоставляющих услуги в сфере обучения вождению.
Представитель автошколы «Отан» призналась, что на фоне спада потока людей, желающих пройти обучение, компания вынуждена сократить стоимость курсов почти на 20%. Из числа опрошенных школ большинство также признались, что сокращение стоимости обучения помогло бы привлечь больше желающих, однако снизить цены не всегда возможно. Автошколы в основном расположены в арендованных помещениях, поэтому если хозяева не снижают плату за помещение, то сократить расходы очень сложно. По словам г-на Кима, одним из главных факторов, оказавшихся на стороне предпринимателей, стало снижение цен на бензин. Однако даже этот фактор не может сгладить негативных последствий уменьшения спроса на услуги автошкол, который на сегодня и без того находится на самом низком уровне вследствие сезонности. Так, если в лучшие времена на курсы по обучению вождению можно было набрать до двух-трех и более групп, то на сегодня многие едва ограничиваются одной.
Впрочем, некоторые представители опрошенных автошкол напротив намерены утверждать, что текущий спад всецело сформировался под влиянием несезонного спроса. По их мнению, дело не в усилении влияния экономического кризиса, а в нормальном ежегодном снижении спроса в холодное время года, в преддверии и после новогодних праздников.
На примере своей школы Александр Ким также склонен утверждать, что его компания все-таки не почувствовала «серьезных» колебаний. По его мнению, на рынке на сегодня существует здоровая конкуренция, и несмотря на рост количества автомобилей в городе, и вследствие этого затруднения дорожного движения, количество желающих обучиться вождению сокращено не будет. Другое дело, что в случае затруднений с оплатой за обучение автошкола должна пойти со своей стороны на уступки и разрешить оплату в рассрочку, поэтапное внесение средств и иные способы снизить финансовое бремя со своих курсантов. «Не выданная во время заработная плата, у людей могут быть проблемы, которые следует учитывать и идти на уступки», - уверен он.
На сегодня г-н Ким вынашивает намерение создать Ассоциацию автошкол Казахстана. По его словам, целью этой организации должна стать идея объединения руководителей автошкол, у которых основная цель – не просто прибыль и желание обогатиться, не предоставляя при этом качественных услуг и соответствующих знаний, а именно желание научить людей профессиональному вождению. Согласно данным Комитета дорожной полиции МВД РК, за 10 месяцев 2008 года в Алматы произошло 2103 дорожно-транспортных происшествия. Это второй по республике показатель после Южно-Казахстанской области, где количество ДТП составило 2150 случаев. В целом в 2008 году во всех регионах РК наблюдалось снижение количества ДТП, хотя Алматы по этому показателю продемонстрировал наименьший уровень снижения - 4,7%.
Как утверждает глава автошколы «Казкор», цели всех школ вождения должны быть следующие: подготовка человека к свободному управлению автомобилем, знанию правил дорожного движения, соблюдению безопасности дорожного движения, умению оказать первую медицинскую помощь, подготовка профессиональных водителей различных направлений и категорий. «Если автошкола работает в рамках решения данных задач, то она не должна испытывать существенного снижения спроса на свои услуги. Подобная школа всегда найдет своего клиента, тем более что сейчас современный человек в любом случае осознает все преимущества и удобства владения собственным автотранспортом», - уверен г-н Ким. Выходит, автомобиль все же не роскошь, а средство передвижения? Мнения расходятся.