100 иен за $1 видится весьма вероятным
На фоне финансового кризиса и внушительных потерь на мировых фондовых рынках тенге оказался весьма переоцененным. Дабы не оказывать негативное влияние на торговый баланс между Казахстаном и странами, являющимися его основными торговыми партнерами, то есть не повергнуть страну взрывному росту импорта, Национальным банком РК была проведена девальвация национальной валюты. Безусловно, необходимость в снижении курса тенге к другим валютам назрела, однако то, насколько быстро это было сделано и оправдано ли, «Капитал.kz» комментируют опрошенные им аналитики.
Как рассказал изданию Виталий Томский, аналитик Казахстанской фондовой биржи (KASE), если курс российского рубля к доллару США снижался в течение полугода под воздействием падающих цен на сырье, а курс тенге к доллару оставался стабильным, это привело к появлению несоответствия, которое стало оказывать негативное влияние на торговый баланс между Россией и Казахстаном.
С ним соглашается Елжан Конакбаев, специалист департамента финансового анализа Алматинского финансового центра AFC. Он отмечает, что девальвация была предпринята для поддержания экономики и конкурентоспособности казахстанских производителей, увеличивая экспорт страны, так как в связи с понижением курса казахстанский продукт стал дешевле и привлекательней для иностранных потребителей.
Тем не менее, насколько оправданным рецептом в реалиях современной казахстанской экономики может стать решение отпустить тенге вплавь, сказать сложно. Позитивный эффект от подобного шага Игорю Романенко, главе департамента казначейства kaspi Bank Caspian, не кажется аксиомой. «Удешевление местной валюты в первую очередь нацелено на стимулирование экспорта – но не сырьевого (где цены определяются на мировом рынке и для нас – данность, которую не изменить), а производственного. У нас же такового – мизер, соответственно, серьезно увеличить экспортную составляющую ВВП за счет девальвации тенге нам не удастся. А вот заметно увеличить нагрузку на валютных должников – не только банки, но и компании реального сектора, и население – девальвация сможет, осложнив кредитный элемент экономики», - комментирует он. В этом смысле девальвация тенге для РК в текущих условиях будет иметь скорее не стимулирующий, а охлаждающий эффект – хотя подобное заявление идет вразрез с ортодоксальной экономикой.
Зависимая валюта
Правительство Казахстана активно вступило в гонку девальвации валют, сначала доллар девальвировал, потом рубль, теперь тенге, на фоне кризиса ликвидности и последовавшей за ним турбулентности на сырьевых и фондовых рынках. Так как доллар основная валюта расчетов (по оценке Банка международных расчетов, до 80% всех валютных операций - долларовые), по мнению г-на Томского, все это вызвало небывалый спрос на нее для покрытия позиций на рынках и рефинансирования имеющихся долгов.
Возможно, на следующий год (2010 – прим. авт.) доллар все-таки перехватит инициативу, и дальше будет девальвироваться, поскольку запас очень большой. В этой связи Серик Туржанов, вице-президент Торгово-промышленной палаты, советует, чтобы люди не спешили переворачивать кредиты с доллара в тенге, с тенге в доллары, поскольку это «крысиные бега», которые под собой не имеют никакого основания.
В 2008 году доллар, несмотря на неблагоприятные прогнозы, к концу года значительно прибавил в стоимости и оказался на максимальных с 2006 года уровнях к евро. «Большой спрос на американские доллары, - комментирует Елжан Конакбаев, - был вызван тем, что наступивший финансовый кризис, а также внушительные потери на мировых фондовых рынках, заставляли инвесторов покупать доллары для покрытия прежних открытых позиций и рефинансирования долгов, тем самым увеличивая спрос на доллары и толкая котировки вверх». За полгода американский доллар смог полностью отыграть свои многолетние потери по отношению к евро. В связи с финансовым кризисом на мировых рынках нарушились прежние взаимосвязи и закономерности, что вызвало стремительный рост доллара.
Вполне логично, что колебания валютных пар напрямую зависят от экономик стран. То есть в странах с высоким уровнем инфляции курс национальной валюты будет падать, и, наоборот, говорит специалист департамента финансового анализа AFC.
Например, если уровень экономической стабильности в Казахстане будет выше, чем в России, то тенге по отношению к рублю будет подниматься. Стоит также учесть сильную зависимость курса национальных валют от доллара и в меньшей степени от евро. Дело в том, что, будучи валютой международных расчетов, доллар сильно влияет на колебания валютных пар по всему миру. Как известно, его курс зависит не только от экономики, но также и от политики, причем как Соединенных Штатов, так и других стран, особенно во время международного кризиса.
Отношение курса международных валют к национальной сильно влияет на экономическую ситуацию в стране. «Это объясняется тем, что от курса валют зависят реальные денежные потоки от всех международных операций, включая экспорт, импорт, торговлю на фондовых биржах и многие другие. То есть если национальная валюта начнет девальвировать, то пострадает экономическая инфраструктура, что приведет к ухудшению уровня жизни населения в целом», - поясняет г-н Конакбаев.
Но влияние экономической ситуации в США на курс доллара в Казахстане не столь весомое. Штаты не являются нашими основными торговыми партнерами. Поэтому, по словам Виталия Томского, скорее ситуация у наших прямых и главных торговых партнеров, а также экономическая ситуация в самом Казахстане, оказывают основное влияние на пару тенге/доллар. Если говорить о тенге, то это «сырьевая» валюта, потому как более 80% всего казахстанского экспорта приходится на первичное сырье (нефть, металлы), и курс тенге по отношению к основной валюте расчета находится в очень сильной зависимости от мировых цен на это сырье.
Разделяет такую точку зрения и глава департамента казначейства kaspi bank Caspian. К проблемам США тенговые страдания если и имеют отношение, то весьма отдаленное. «Исход евро-долларовых или иено-долларовых битв зависит от здоровья или недуга американской экономики. А судьба тенге, как и любой валюты из emerging markets, зависит в первую очередь от собственных макроэкономических фундаменталий – доллар здесь используется лишь в качестве меры стоимости местной валюты», - поясняет он. То, что тенговый фундамент резко просел за последние полгода, по мнению Игоря Романенко, станет ясно после одного взгляда на график нефтяных цен. Даже станет ясно насколько – в три раза (путь от $140 до 40 за баррель).
Как считает аналитик, будь Казахстан экономикой более диверсифицированной, однозначности в валютном вопросе было бы меньше. А так – простой анализ того, что происходило с национальной валютой в период падения нефтяных цен в конце 90-х, и того, как изменился курс еще одной нефтяной валюты – рубля (-37%) – за последние полгода – довольно четко указывают на мощный восходящий вектор на рынке USD/KZT.
Валютные пары
2008 год на мировых фондовых рынках сложился крайне неудачно. Кризис, начавшийся в 2007 году с проблем на рынках кредитования и недвижимости в США, к концу 2008 года охватил все развитые страны. По оценкам экономистов, в мире наступает сильнейший за много лет финансовый спад. Интересно, что уже с первой торговой сессии 2008 года рынок получил заряд негатива.
Весьма неожиданным поворотом событий запомнился 2008 год валютному рынку. Еще в середине года котировки валютной пары евро/доллар приближались к отметке $1,60 за евро, и аналитики прогнозировали дальнейшее снижение стоимости доллара к европейской валюте до $1,65-1,70. Однако разразившийся во второй половине года финансовый кризис внес неожиданные коррективы в динамику курсов на валютном рынке. Доллар, вопреки пессимистичным прогнозам, к концу года существенно подорожал и оказался на максимальных с 2006 года уровнях к евро.
Отметим, что валютные пары, в которых отсутствует доллар, называются кросс-валютными, то есть курсовое соотношение между этими валютами определяется на основе их курса по отношению к третьей валюте – доллару.
По данным, предоставленным управляющей компанией AFC, самой доходной валютной парой в 2008 году стал швейцарский франк по отношению к австралийскому доллару (изменение на 30,6%). Доходность показали также такие валютные пары: евро/фунт стерлингов, изменившись на 30.24%, доллар США/ норвежская крона - 27.87%, евро/новозеландский доллар - 24.72%, доллар США/российский рубль - 24.21, доллар США/канадский доллар - 22.36.
Австралийский доллар и норвежская крона также являются «сырьевыми» валютами, комментирует Виталий Томский, и их курсы значительно снижались в течение года к доллару США. Фунт стерлингов тоже падал по отношению к американскому доллару и соответственно к евро, так как экономика Великобритании на сегодняшний день представляет исключительно финансовый сектор.
В целом же, по мнению опрошенных аналитиков, за прошедший год основные валюты на мировом рынке ослабили свои позиции. «Достаточно уверенно чувствовала себя только иена, которая не только устояла под натиском всеобщей «долларизации», но и умудрилась укрепиться по отношению к основным мировым валютам, в том числе и к доллару», - отмечает Елжан Конакбаев.
Во второй половине октября на рынке было зафиксировано рекордное падение курса евро к иене - 13% за пять рабочих дней. Даже доллар, который демонстрировал стремительное ралли к остальным мировым валютам, за неделю с 17 по 24 октября показал ощутимое снижение к иене. «На наш взгляд, игроки на фондовых рынках предпочли продавать высокорисковые активы, и в связи с этим кросс-курсы основных валют в паре с иеной оказались наиболее уязвимыми», - комментирует он.
Фавориты валютного рынка в 2009-м
Как отмечается в итоговом докладе Quote.ru, из-за мирового финансового кризиса ближайшие перспективы экономического роста в развивающихся странах выглядят неопределенно, а объемы мировой торговли, по всей вероятности, сократятся - впервые с 1982 года. По прогнозам экспертов Всемирного банка, объемы мировой торговли сократятся в 2009 году на 2,1%, что означает существенное снижение экспорта из развивающихся стран. Как ожидается, следствием ужесточения условий кредитования и повышенной неопределенности в 2009 году станет замедление прироста инвестиций и в развивающихся странах, и в странах с высоким уровнем доходов. В развитых странах ожидается снижение объема инвестиций на 1,3%, а в развивающихся - прирост всего на 3,5% по сравнению с 13% в 2007 году.
Что касается прогнозов по валютному рынку, то по словам Игоря Романенко, для европейской валюты ситуация сейчас более благоприятная. Массовый исход спекулянтов из евро наверняка завершен, негативная новостная волна позволила отразить в ценах крайне низкие ожидания рынка, а процентная ставка по евродепозитам пусть ненамного, но выше ставок соседей по «G7». «Дышать ниже отметки 1,30 EUR/USD тяжело, и много времени на данных уровнях пара старается не проводить. Далеко идущие выводы делать может быть рановато, однако техническая картина рисуется все более благоприятной для евро, и ожидать возвращения EUR/USD в диапазон 1.35-1.45 можно с большой долей вероятности. Это, кстати, может также поменять вектор движения на рублевом рынке – и через пару месяцев текущие 36 рублей за $1 покажутся тем самым локотком, который не был укушен», - считает г-н Романенко.
Кроме того, говоря о перспективах доллара на внешних рынках, все более очевидным становится сценарий, при котором USD станет «топливом» для инвестиций в другие валюты по мере того, как каналы фондирования ФРС наполняют долларовой массой счета коммерческих банков, ставки приближаются к нулю, а участники рынка осознают степень удорожания USD за последний квартал. Другое дело, что скорость укрепления разных валют против USD может существенно разниться. «К примеру, фунт и новозеландский доллар пока явно отстают от рынка, однако в среднесрочной перспективе – скажем полгода-год – обе валюты могут значительно прибавить от данных ценовых уровней, - подчеркивает глава департамента казначейства kaspi Bank Caspian. - Тем более что в текущих низколиквидных рыночных условиях знаков-ограничителей на дороге нет, и, как только рынок восстановит аппетит к риску, темпы укрепления GBP могут показаться дикими (до 20 «фигур» в неделю)».
А вот кто может потерять вес – так это иена. Ведь иена - фаворит рынка на протяжении всего 2008 года, уже поэтому JPY рискует больше остальных. Помимо перекупленности валюты, все более явными становятся угрозы валютной интервенции Банка Японии. Экспортная составляющая всегда была важным компонентом экономического роста – когда он имел место быть – японской экономики. А в условиях невозможности дальнейшего использования монетаристских рычагов (ставка Банка Японии сейчас равна 0.1%) инженерия постепенного ослабления иены может оказаться едва ли не единственным действенным средством стимулирования экономики. В русле этого сценария, по прогнозам Игоря Романенко, возврат USD/JPY к психологически важной отметке в 100 иен за $1 видится весьма вероятным уже в 1-м квартале 2009 года.