PR-акция Евразийского банка повысила рейтинги узнаваемости
Во вторник на youtube.com появился шокирующий ролик – в председателя правления Евразийского банка на пресс-конференции неугомонный журналист бросает ботинки. Новость повергла в шок неискушенную пиаром публику – в сюжете использовано относительно неприличное слово, которое все знают, но из ложной скромности не произносят.
В действительности после девальвации тенге, речь о которой идет в ролике, пресс-конференции у Евразийского банка не было – это хорошо знают журналисты деловых СМИ, которые с самого начала определили ролик как «прикольный» и начали рассылать его друзьям и коллегам. Количество просмотров ролика на youtube.com увеличилось в разы. Как отметил «Капитал.kz» Арманжан Байтасов, руководитель казахстанского медиахолдинга, «я достаточно продвинутый пользователь интернета и такого количества посещений для просмотра казахстанских роликов я еще не видел. Больше 20 тысяч просмотров в течение 24 часов. Это первый раз. Так что с точки зрения продвижения результат достигнут».
Действительно, так называемый «вирусный маркетинг» использует привычку людей делиться информацией с окружающими. Его суть в том, что пользователи транслируют сообщение, содержащее нужную информацию, добровольно, попросту потому. что она им интересна. Продвижение при помощи вирусного контента может принимать самые различные формы – видео-, фото-, флеш-игры, даже просто текст.
Популярность вирусного маркетинга в последнее время заметно растет: быстрые интернет-каналы позволяют пользователям легко обмениваться видеоклипами, фотографиями и музыкальными файлами. Способствует распространению вирусного маркетинга и растущая популярность всевозможных онлайновых сообществ, блог-хостингов и социальных сетей (livejournal.com, myspace.com, facebook.com, vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, moikrug.ru, liveinternet.ru и пр.).
Почти каждый третий, получивший интересное сообщение, пересылает его своему знакомому. IBM, Microsoft, Volvo, Mercedes, Adobe, American Express, Procter & Gamble,Nissan и многие другие крупные корпорации активно используют вирусный маркетинг для продвижения своих продуктов. Казахстанская компания этот метод использует впервые. И получилось удачно. По мнению председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Серика Аханова, сейчас у нас «так мало юмора и веселья, самоиронии и смеха. Я считаю, что у команды Ертаева это получилось. Сначала все это оценили достаточно серьезно, но я сразу почувствовал подвох. Это вполне первоапрельская шутка, но данный ролик можно приурочить ко Дню влюбленных».
Известный политолог Досым Сатпаев для «Капитал.kz» заявляет: «Для меня, как для политолога «пресс-конференция» Евразийского интересна по форме, а не по содержанию. Этот ролик, над которым я очень долго смеялся, удивил меня своей простотой и гениальностью. Как оказалось, и в таких жестких условиях можно делать несложные продукты и достигать максимального эффекта. То, что предложил Евразийский банк, давно используется в других странах мира: интернет во многих государствах стал одной из основных площадок для распространения рекламы».
Public Relations в Казахстане развивается несколько топорно, «с оглядкой на соседей». Г-н Сатпаев отмечает: «В Казахстане многие пиарщики рассматривали public relations очень примитивно: надо нарисовать красивые бюджеты и потратить полученные деньги на банальную рекламу. Креатив превратился в ремесло. Многие стали путать PR c банальной рекламой и заказными статьями. То шоколадное время, сильно развратившее и финансовые компании и работников PR, закончилось.
Оказалось, что в нынешних условиях, когда закрываются многие рекламные агентства, и речь идет о выживании этой сферы деятельности, есть другие возможности для того, чтобы вызывать резонанс в обществе. Поэтому, когда репутация финансовых организаций рушится на глазах, именно сейчас потребность в PR возрастает в десятки раз.
Кризис в какой-то степени должен привести к некоторой модернизации казахстанского PR. Он потребовал специалистов другого рода. Я бы их назвал антикризисными PR-специалистами. Людей, которые способны в условиях ограниченных бюджетов профессионально и качественно реализовывать свою деятельность, предоставляя своим клиентам качественный продукт».
Более того, для вирусного PR профессионалы готовы предложить и телевизионную площадку. «В рамках телеканала «Астана» мы готовы рассмотреть предложения от Жомарта Ертаева. Я достаточно давно знаю Жомарта Ертаева, он очень жизнерадостный и веселый человек. Даже этим роликом он показал, что банкир - это такой же нормальный человек, который готов общаться и разговаривать на любом языке. Что касается того, стоит ли применять подобного рода PR-ходы, я считаю, что у каждой организации должен быть свой индивидуальный почерк», - сказал в интервью «Капитал.kz» Арманжан Байтасов.
«Мы привыкли получать очень серьезную информацию, и среди всего этого есть проблеск смеха и юмора. Должно быть побольше розыгрышей, хороших и добрых, и не затрагивающих серьезные ценности», - говорит Серик Аханов. Казахстан уже реагировал на шоу Саши Барона Коэна, а министерство иностранных дел заявляло миру, что на территории республики не было базы, где готовили «сволочей» из одноименного фильма.
Глава Ассоциации финансистов отмечает, что это не отразится на авторитете банка, «ведь у нас народ умный. Поэтому все понимают, что это просто шутка. Мне кажется, юмор должен быть на всех стадиях делового цикла, и во время рецессии, и во время оживления и подъема».
Жомарт Ертаев, главный персонаж нашумевшего ролика, сообщает: «Прежде всего, мы хотели посмеяться над собой. Во-вторых, хотели подчеркнуть, что так дальше жить нельзя! Сегодня всем нам необходимо раскрыть сердца для любви, для позитива и добра, если мы хотим, чтобы слово «кризис» навсегда исчезло из нашего лексикона. Обвинять кого-либо в смертных грехах, списывать все свои невзгоды на соседа - неконструктивная позиция. Мы хотим, чтобы симулированная нами ситуация происходила исключительно на съемочной площадке, а не в реальной жизни. Давайте хотя бы на время забудем о проблемах и финансовом кризисе и начнем воспринимать жизнь с юмором. Ведь он нам так сейчас необходим. Давайте не будем поддаваться негативным настроениям и будем воспринимать реальность сквозь призму позитива, ведь в трудные времена общество смогут спасти лишь вечные библейские ценности: любовь, добро, позитив!».