Американцы и арабы станут крупнейшими инвесторами Грузии
Лидировать по объему вложений в грузинскую экономику в этом году будут инвесторы из Соединенных Штатов и Объединенных Арабских Эмиратов. Таков прогноз Министерства экономического развития Грузии, которое ожидает, что объем иностранных капиталовложений в национальную экономику составит в 2009 году около $1 млрд. В деле привлечения инвестиций ведомство возлагает надежды на пониженные налоги и переход к режиму свободной торговли с ЕС, переговоры по которому ведутся уже сейчас.
Какие именно надежды возлагаются на американцев и арабов, министерство не уточняет. Впрочем, в отношении последних загадок нет. ОАЭ стали крупнейшим инвестором Грузии в 2008 году, вложив 20% всех инвестиций в проекты, значительная часть финансирования которых будет осуществляться в этом году. Арабские инвесторы запустили проекты в сфере строительства и гостиничного бизнеса, занялись развитием беспроводного интернета в масштабах всей страны, но главное – компания RAK Al Haima Investment Authority приобрела за $155 млн. крупнейший на Кавказе торговый порт Поти. Еще $90 млн. она заплатила за земельные участки для расширения порта. Кроме того, RAK Al Haima стала оператором свободной индустриальной зоны (СИЗ), создаваемой на 300 га земли около порта Поти, и за два-три года должна вложить в ее развитие порядка $300 млн.
Планируется строительство новых терминалов и до 1 км новых причальных стенок порта, комплекса по переработке навалочных грузов и, собственно, производственных площадок СИЗ. Все проектные работы завершатся к лету. Но реализация некоторых планов уже начата. Так, этим летом возможность контейнерных перевозок через Поти возрастет в два раза благодаря реконструкции одного из причалов под контейнерный терминал. Согласно сообщению, размещенному на официальном сайте порта Поти, на это выделено 11 млн. евро.
Администрация порта уже приобрела два погрузочных устройства стоимостью $1 млн. На втором этапе будут проведены подготовительные работы, на которые отведен один месяц. Третий этап включает монтаж кранов. Строительство новых контейнерных терминалов с большими возможностями стало необходимым в Поти после того, как за последние пять лет оборот контейнеров в порту увеличился на 25%.
Сегодня порт Поти переваливает до 8 млн. тонн (в советские времена проектная мощность была заложена на уровне пяти с половиной), а арабские инвесторы планируют довести ее до 30 млн. тонн. Объемы переработки контейнеров составят 1,5 млн. TEU в год. Обновление и усиление коснется всех объектов портовой инфраструктуры, в том числе автомобильно-железнодорожного паромного комплекса – его и вовсе переносят на новое место, чтобы упростить схему захода паромов в порт. Новые мощности позволят принимать суда с осадкой до 13 метров, а в будущем глубины у причалов планируется довести до 18 метров. Здесь специалистов ожидает одна из самых тяжелых частей работы. Ведь Поти всегда испытывал проблемы с глубоководностью, и особенности местного дна вынуждают постоянно держать в порту хотя бы одно землеройное судно.
В этом отношении выигрывает порт Батуми, право управления которым принадлежит «КазМунайГазу». Естественные глубины в Батумском порту составляют от 8 до 12 метров прямо у причалов, и от 16 метров - на рейде. Это позволяет заходить в порт довольно крупным для Черного моря танкерам, которые заправляются в Батумском нефтяном терминале, также выкупленном казахстанской компанией в прошлом году у норвежской Greenoak Group.