Как пенсионным фондам выйти из зоны отрицательной доходности?
Сегодня самая главная задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков. Впрочем, сейчас накопительная пенсионная система переживает нелегкие времена. Финансовая ситуация сложилась таким образом, что пенсионные фонды перестали получать доход. О том, что будет с деньгами вкладчиков НПФ и с пенсионной системой Казахстана в ближайшее время в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Айдар Алибаев, председатель совета Ассоциации пенсионных фондов.
– Айдар Байдаулетович, что Вы думаете о предложении Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) по поводу принудительного привлечения пенсионных активов во ввод государственных облигаций?
– Действия АФН понятны, так как в рамках антикризисной программы правительство предполагает изъять из пенсионной системы от 3 до 5 млрд. тенге под государственные облигации. На мой взгляд, надо поднять пенсионным фондам норматив, обязующий их вкладывать средства в государственные ценные бумаги. Также надо учитывать и то, что государство поиздержалось, тратя деньги на приобретение и поддержку разных банков, а других серьезных денег в стране осталось не так уж и много, кроме пенсионных активов. Так почему же их не взять?
Другое дело, что за все 11 лет пенсионной реформы правительство показало свое неумение и нежелание эффективно управлять пенсионными активами, да и не только пенсионными. Ведь за все эти годы не было построено ни одного объекта инфраструктуры или предприятия в реальном секторе экономики. Вот почему у нас есть вполне понятное беспокойство за судьбу этих денег: как бы не получилось, как всегда. Хотелось бы напомнить, что пенсионные накопления, изъятые из доходов граждан принудительным путем, во многих странах считают «социально опасными», то есть эти деньги могут привести к серьезным социальным последствиям, если с ними что-нибудь произойдет. А то, что с ними не произойдет ничего хорошего и полезного, подсказывает деятельность правительства за все годы независимости Казахстана.
– Почему пенсионные активы приносят НФП убытки, и куда, на Ваш взгляд, следует, прежде всего, инвестировать пенсионные активы?
– Практика всех 11 лет пенсионной реформы и особенно последних двух показала, что, просто вкладывая пенсионные деньги в те или иные ценные бумаги, мы, во-первых, не обеспечиваем положительную инвестиционную доходность, а во-вторых, не достигаем одной из важных целей, поставленных в самом начале, – инвестирования в реальный сектор экономики Казахстана.
В ближайшее время положительной доходности от инвестирования пенсионных активов не будет. Доходность находится между инфляцией и доходностью ценных бумаг. Инфляция в стране, которая не имеет собственного производства и все завозит из-за рубежа, всегда будет высокой. А доходность ценных бумаг будет отрицательной просто в силу отсутствия доходных акций и облигаций, а кризис усилил эти тенденции. Скоро уже год, как инфляция находится выше доходности, и пока конца этому не видно.
Полагаю, что только финансирование реального сектора позволит создавать добавочную стоимость, а это, в свою очередь, позволит обеспечить положительную доходность пенсионным фондам. Другого пути я просто не вижу.
– Как Вы считаете, насколько необходимо инвестировать пенсионные фонды в антикризисную программу Казахстана?
– В рамках антикризисной программы правительство предполагает использовать пенсионные активы на две цели: стимулирование рынка недвижимости и инфраструктурные проекты. Что понимает правительство под этими целями, пока не комментируется. Не опубликовано, как конкретно правительство собирается стимулировать рынок недвижимости, и какие инфраструктурные проекты оно намеревается реализовывать. Иными словами, пока, кроме заголовков и лозунгов, ничего нет. Нет конкретных шагов и мероприятий по реализации этих целей. То есть пока говорить о необходимости инвестирования пенсионных активов в антикризисную программу я не могу.
– Министр труда и социальной защиты населения Бердибек Сапарбаев предлагает использовать пенсионные накопления казахстанцев для покрытия задолженности по их банковским кредитам. Что Вы думаете по данному поводу?
– Это, с одной стороны, заманчиво и в какой-то степени не лишено здравого смысла. Но мы здесь вступаем в противоречие: первое – это то, что изначально, когда мы планировали пенсионную реформу и вводили ее, самое главное условие было в том, что накапливаемые вкладчиками пенсионные взносы имеют одну единственную цель – обеспечить старость казахстанцам. В законодательстве это условие по сей день сохраняется. Я понимаю, что у любого человека, пока он доживет до пенсии, могут возникнуть тысячи проблем. Он может заболеть, стать инвалидом или, как сейчас происходит, попасть в долговую ипотечную кабалу. Конечно, у людей всегда будут возникать искушения использовать на текущие нужды деньги, которые накопились в пенсионном фонде, не задумываясь о том, что после выхода на пенсию их старость обеспечивать будет некому.
Получается, что в данном случае государство больше заботится не о самих казахстанцах, а о банковском секторе с целью быстрее покрыть задолженность по кредитам. Если говорить о задолженности по ипотечным кредитам, то здесь дело в том, что средние пенсионные накопления на одного вкладчика не такие большие, и они принципиальным образом не решат всех проблем. Как правило, суммы ипотечных кредитов начинаются от $20 тыс., а пенсионные накопления у основной массы населения составляют несколько тысяч долларов. Таким образом, мы можем разбить всю пенсионную систему республики. Но этим шагом государство также хочет снять волну социального напряжения, и чисто по-человечески его понять можно.
– Айдар Байдаулетович, какая, по Вашему мнению, должна быть идеальная пенсионная система в республике?
– Идеальной пенсионная система в Казахстане, наверное, не будет никогда. Но стремиться к этому надо. В идеале она должна охватывать всех или почти всех работоспособных граждан страны, а не две трети, как у нас. Кроме того, уплата должна быть стопроцентной, а не меньше половины, как сегодня происходит. Собираемость, то есть перечисление в фонды после уплаты пенсионных взносов, должна быть полной. У нас в настоящее время в лучшем случае две трети. Пенсионные фонды не должны быть аффилиированы с банками – от этого только убытки. Также необходимо решить проблему отсутствия доходных финансовых инструментов. Решение этой проблемы в руках государства. Оно должно поддерживать пенсионную реформу при помощи разъяснительной работы с населением, выпуска доходных государственных ценных бумаг, выгодных инфраструктурных проектов, минимизировать надзорно-карательное вмешательство государственных органов в текущую деятельность пенсионных фондов. Впрочем, это касается не только пенсионных фондов, но и всех сфер соприкосновения государства и частного бизнеса. И главное, за счет эффективного инвестирования пенсионных активов пенсионные фонды должны обеспечивать достойную старость нашим гражданам.
– Какие последствия могут возникнуть, если пенсионные фонды Казахстана не изменят свою инвестиционную политику?
– Как сегодня может измениться инвестиционная политика пенсионных фондов, если они вынуждены брать ценные бумаги с доходностью ниже уровня инфляции? Они едят то блюдо, которое им дают. Если в ближайшее время мы не начнем реализовывать инфраструктурные проекты, то у пенсионных фондов даже не будет перспективы выйти из зоны отрицательной доходности. А это значит, что они будут проедать наши накопления и нервировать вкладчиков. Это, в свою очередь, со временем может поставить под сомнение саму целесообразность дальнейшего существования пенсионных фондов и накопительной пенсионной системы Казахстана в целом.
– Нужна ли республике стратегия индустриально-инновационного развития?
– Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстану нужна, но только абсолютно новая. Главный вопрос в том, кто ее будет разрабатывать. Если одни чиновники, то это мы уже проходили, и такая стратегия нам не нужна. Вспомните, что декларировали наши чиновники за годы независимости: стратегия индустриально-инновационного развития, импортозамещение, диверсификация, кластеры, инновации, технопарки, индустриальные парки, социально-предпринимательские корпорации, 30 корпоративных лидеров, прорывные проекты и, наконец, антикризисная программа. То есть огромные ворохи бумаги, многочасовые говорильни и сладкие обещания, непомерные зарплаты и обслуживающая челядь. А результатов нет. Ни одного введенного производства.
Вывод напрашивается сам собой: Казахстану нужна программа, отвечающая реалиям времени и нуждам страны и людей, создаваемая с привлечением широкого слоя бизнеса, неправительственного сектора, независимых экспертов и специалистов. Необходима прозрачная на всех этапах программа, которая будет реализовываться ответственными, честными и грамотными людьми.