Отечественные бизнесмены ждут снижения административных барьеров
Бизнес-сообщество Казахстана предлагает сократить количество разрешительных документов. Сейчас в стране, по словам Владимира Ермакова, директора Алматинской ассоциации предпринимателей, у отечественных бизнесменов существует 158 административных барьеров. По мнению Игоря Гуцана, международного эксперта по проекту USAID по улучшению бизнес-среды, необходимо как минимум вдвое сократить число разрешительных документов по ведению бизнеса. «Правительством уже дано задание соответствующим органам – до второй половины 2009 года на 50-90% сократить количество лицензируемых видов деятельности. Список сокращенных видов должен быть представлен в середине апреля. Рабочая группа по этому вопросу уже создана, но сама работа еще не началась», – отмечает г-н Гуцан.
В Министерстве юстиции РК на протяжении вот уже трех лет существует рабочая группа по совершенствованию законодательства для улучшения развития предпринимательства, говорит директор ассоциации. «Три года работает рабочая группа – никакого результата в итоге! Все рекомендации так и остаются рекомендациями, и ни одна из них не была претворена в жизнь», – отмечает г-н Ермаков.
Эксперты USAID в методическом руководстве «По проведению инвентаризации и пересмотра разрешительных документов» предлагают разработать предложения по сокращению не менее 50% выявленных разрешительных документов согласно их общему перечню. На данном этапе все предложения об отмене этих документов подлежат обсуждению на уровне рабочей группы. Для выявления ненужных операций будут рассматриваться такие разрешительные документы: лицензии, разрешения, согласования, визирования, сертификаты, аттестации, аккредитации, решения, заключения, акты, удостоверения, свидетельства, утверждения и другие документы, получение которых является обязательным для начала ведения предпринимательской деятельности или для ведения отдельных операций, связанных с ней.
Игорь Гуцан предлагает пересмотреть все разрешительные документы, существующие в стране, чтобы увидеть объективную картину. По его словам, это позволит приступить к упрощению ныне действующей системы, а потом и вовсе перейти к электронному лицензированию. «Мы много говорили о вопросе проверок, завязанных на административных реформах. При желании за три года от всех этих проблем можно избавиться», – подчеркивает г-н Гуцан. По мнению эксперта, крайне важно, чтобы в ходе инвентаризации документов каждым государственным органом были выявлены все разрешительные документы в их сфере деятельности. «В результате инвентаризации и пересмотра будет проведена оценка разрешительных документов, которые не были предложены к отмене. Этот принцип будет применяться и в отношении разрешительных документов, которые не были выявлены в процессе инвентаризации и не были внесены в перечень разрешительных документов и соответственно не представлены для оценки независимой экспертной группой», – говорит Игорь Гуцан. Пересмотр будет проводиться в два этапа: пересмотр на уровне государственного органа и на уровне экспертной группы.
Наталья Гунько, исполнительный директор Ассоциации импортеров фармацевтической продукции, считает, что вносимые предложения по снижению административных барьеров могут не дать никакого результата. «Чтобы убрать административные барьеры, потребуется колоссальный интеллектуальный труд, и будет очень жаль, если он пропадет даром. А такая опасность существует, потому что государственные ведомства не заинтересованы в изучении и решении проблем предпринимательства. Министрам нет никакой нужды составлять или запрашивать список существующих барьеров для их устранения, потому что у нас не существует никаких критериев, по которым бы оценивалось качество их работы. Абсолютно разнополюсны интересы нынешних чиновников и предпринимателей. У наших чиновников нет желания нечего менять. Противостояние чиновников и предпринимателей не будет преодолено работой отдельных рабочих групп», – отмечает г-жа Гунько.
По данным USAID, на днях будет утверждено постановление правительства по рабочим группам, согласно которому госорганы обязаны будут сократить виды лицензирования. «Тогда министры не смогут просто отказаться от возложенной на них обязанности», – сообщает представитель USAID.
По мнению аналитиков, в казахстанской практике существует очень много ненужных и повторяющихся документов. В области фармации есть «контрольно-разрешительная система», куда входит несколько компонентов, в числе которых процесс лицензирования и государственная регистрация лекарственных препаратов с экспертизой их безопасности, аттестация, сертификация. «Отменить 1% лицензирования без остальной разрешительной системы практически невозможно», – сетует Наталья Гунько.
Представители ассоциация жалуются и на то, что правительство не объявило единую концепцию развития МСБ. «Примером является наш медицинский кодекс, на мой взгляд, совершенно ущербный документ. Весь мир уже давно работает по принципу проведения предупредительных мероприятий. У нас же медицинская и фармацевтическая отрасль все еще работает по советскому принципу «запрещать и контролировать», когда постоянно проходят проверки. Поверьте, никаких доходов не хватит, чтобы прокормить санэпидемстанцию, пожарников, другие контролирующие органы», – говорит исполнительный директор ассоциации.
Стоит отметить, что изначально Закон о лицензировании рассматривался как закон прямого действия. «Но каждое министерство издает ряд своих нормативных актов, которые зачастую дублируют этот закон», – говорит Сергей Ситников, председатель совета Ассоциации предприятий системы здравоохранения.
«В системе здравоохранения очень много мелких нюансов. И очень часто решением проблем существования таких нюансов занимаются отраслевые неправительственные организации, которые делают анализы законодательства, выдвигают свои предложения и законопроекты. Нередко преградой становится их несвоевременное оповещение со стороны того же министерства здравоохранения о внесении каких-то поправок в закон или введения нового постановления. В медицинской сфере есть такой грандиозный приказ под номером 362 «Об утилизации медицинских отходов», он неисполним на 100%. Но этот нормативный акт прошел комплексную экспертизу в Гуманитарном юридическом университете в Астане», – говорит г-н Ситников.
Наталья Гунько полагает, что пока не будет заявлено о политической воле по устранению административных барьеров, все остальное так и останется мишурой, яркой и практически ненужной. «В нашей отрасли уже на протяжении нескольких лет принимаются решения и постановления, диаметрально противоположные по своей сути. Например, все разрешительные сегодняшние мероприятия не гарантируют того, что наши граждане будут потреблять качественную продукцию. Ведь смысл лицензированной и всей контрольно-разрешительной процедуры должен быть направлен на преодоление трудностей. Например, объявляется благородная идея защиты потребителей, и тут же запускается механизм, который в итоге ведет к обратному результату», – резюмирует исполнительный директор Ассоциации импортеров фармацевтической продукции.