Дистрибьюторы расходятся во мнении
Запрет рекламы на биологически активные добавки (БАДы) приведет к уменьшению объема рынка и к ухудшению положения отечественных производителей. Такого мнения придерживаются дистрибьюторы БАДов, которые приравнивают запрет на рекламу к запрету на ввоз. «Непонятно, на каком основании хотят запретить рекламу на то, что разрешает Институт питания. Без рекламы сегодня ничего не продашь. В таком случае вообще нужно запретить ввоз в страну данной продукции. Кроме того, около 20% от прибыли уходит на рекламу, значит, пострадают и СМИ», – сетует представитель продукции.
Напомним, на прошлой неделе депутаты Мажилиса Парламента Казахстана на пленарном заседании в первом чтении одобрили законопроект РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения». Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений и в закон «О рекламе» – по установлению запрета рекламы биологически активных добавок.
Аналитики считают, что причина запрета в неполной изученности БАДов. «Я против активных добавок, поскольку они до конца не изучены. Сегодня они хорошо влияют на организм человека, а через несколько лет это может отразиться на здоровье покупателей, которые сейчас их приобретают», – считает Нина Безрукова, вице-президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана.
Серик Султанов, президент Ассоциация «ФармМедИндустрия Казахстана», в свою очередь, говорит, что запрет на рекламу ничего не даст. Потому что основная часть населения смотрит российское телевидение и пользуется интернетом, где никакого запрета нет и не будет. «Поэтому я абсолютно уверен, что данный запрет ничего не даст. В Казахстане система рекламы лекарственных средств определена, и если биологически активная добавка является лекарством, она получает в установленном порядке разрешение. На остальные пищевые добавки реклама нигде в мире не запрещена. Кроме того, на всех российских каналах идет активная реклама лекарственных средств, казахстанские телеканалы их практически не рекламируют, так как очень трудно получить разрешение на рекламу», – пояснил «Капитал.kz» г-н Султанов.
По его словам, в целом по республике рекламируются в основном пищевые биологически активные добавки. Реклама лекарственных добавок сегодня разрешена только в специализированных журналах. «Результат будет только в том случае, если запрет произойдет в рамках соглашения с Россией. А просто запретные меры никогда ни к чему не приводят», – резюмировал президент ассоциации.
Опрошенные аналитики считают, что в таком случае пострадают только отечественные производители, так как у них нет доступа на российское телевидение.
По мнению Галины Заседатель, директора компании «Арго», от запрета на рекламу пострадают не все дистрибьюторы биологически активных добавок. Тем компаниям, которые распространяют продукцию путем сетевого маркетинга, запрет на рекламу не повредит. «Наша продукция не рекламируется в СМИ. Это дорого. Поэтому продвигаем свой продукт посредством сетевого маркетинга», – говорит директор компании.
По данным Комитета промышленности Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, общее количество фармацевтических и медицинских производств страны составляет порядка 120, из них более 70 предприятий занимаются производством лекарственных средств, биологически активных добавок. Согласно данным Розничного аудита БАД в странах СНГ, в 2007 году рынок БАДов в Казахстане составил $16,2 млн.