Есть смысл не надеяться на своих партнеров
Межправительственная электроэнергетическая комиссия стран Центральной Азии проведет собственное расследование причин аварии на ЛЭП, ведущей от Токтогульской ГЭС, а также представит рекомендации по минимизации ущерба от подобных аварий в будущем.
Авария, которая произошла 15 апреля в Кыргызстане, показала, что, несмотря на все выгоды работы в Объединенной энергосистеме Центральной Азии, есть смысл не надеяться на своих партнеров и развивать национальную энергосистему с учетом возможности самостоятельной работы в будущем. Так считает и руководство АО «Самрук-Казына», обеспокоенное возможностью возникновения подобных аварий в будущем. За последние годы это одна из крупнейших системных аварий в объединенной энергосистеме Центральной Азии.
Причиной эксцесса стало аварийное отключение в 20 часов 58 минут высоковольтных линий 500кВ «Токтогул-Лачин» и «Токтогул-Фрунзе» в НЭС Кыргызстана, что привело к отключению Токтогульской ГЭС и набросу мощности на транзит 500кВ «Север-Юг» Казахстана.
Произошло отключение линии Север-Юг, обеспечивающей электроэнергией от северных источников юг Казахстана. Алматинская энергосистема выделилась на изолированную работу со снижением частоты до 45,3 Гц. Дефицит электроэнергии по алматинскому региону составил более 600 МВт или 60% всего потребления региона.
Затем, согласно информации ТОО «АлматыЭнергоСбыт», произошло автоматическое отключение линии Север-Юг, обеспечивающей электроэнергией от северных источников юг Казахстана. Алматинская энергосистема выделилась на изолированную работу со снижением частоты до 45,3 Гц. Дефицит электроэнергии по алматинскому региону составил более 600 МВт или 60% всего потребления региона. Подача энергии в алматинской энергосистеме восстановлена в 00-20 часов 16 апреля. Последний потребитель был подключен в 5-30 утра 16 апреля.
Кроме Казахстана пострадали и другие страны региона: энергосистема Узбекистана испытала такую же перегрузку, как юг нашей страны.
В феврале 2009 года по инициативе КЕГОК Казахстан уже отделялся от объединенной энергосистемы Центральной Азии. Это решение было вызвано дисбалансом производства и потребления электроэнергии в регионе. В частности, таджикская энергосистема из-за отсутствия воды в Нурекском водохранилище стала потреблять энергии на 84 млн. КВт больше запланированного, что создавало нагрузку для производителей Казахстана. По данным КЕГОК, транзит электроэнергии по маршруту «Север-Юг Казахстана» в режиме параллельной работы с объединенной энергосистемой Центральной Азии максимально был загружен. Это привело к резкому увеличению фактов аварийного срабатывания автоматики – до 20-30 раз за сутки. За 2 месяца произошло четыре аварийных разрыва транзита с отключением потребителей на юге Казахстана.
По сообщениям из Бишкека, из-за этого решения северные районы Кыргызстана, включая столицу, остались без электроэнергии. По информации пресс-службы Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана, из-за энергокризиса население горной республики остается без света в среднем по 8-10 часов в сутки. Электроснабжение нескольких областей и Бишкека осуществляется по линии, пропускная способность которой не в состоянии покрыть нагрузки в часы вечернего максимума.
Однако затем Астана потребовала от КЕГОК восстановления работы в режиме Объединенной системы ЦА, так как проблема энергоснабжения тесно связана с проблемой обеспечения водой Южно-Казахстанской и Кызылординской областей весной и летом, в вегетативный период, что тоже может отразиться на социальном благополучии этих регионов, а также реализации планов правительства по обеспечению северных регионов.
Одним из решений проблемы могла бы стать покупка Национальной энергосистемы Кыргызстана внешним инвестором. В свое время одна из казахстанских компаний рассматривала возможность покупки. Но правительство Бишкека заняло позицию по сохранению контроля за энергосистемой, так как вода и электрическая энергия являются практически единственными ресурсами, которыми Бишкек обеспечен в полном объеме.
Более того, кыргызские экономисты разрабатывают варианты превращения Кыргызстана в рамках интеграции в мировое сообщество в узел электрокоммуникаций и намерены ориентироваться на производство/экспорт электроэнергии, спрос на которую будет расти. По выработке электроэнергии на душу населения Кыргызстан занимает неплохие позиции как по сравнению со странами СНГ, так и по сравнению со странами АТР, Индией и Пакистаном. По данным экспертов, доля в мировой торговле Японии и КНР даже без «малых драконов» возрастет с 13% в 1993 году до 28% к 2015 году. Таким образом, к 2015 году на эти страны АТР придется треть мировой торговли. Рост производства должен вызвать отставание производства электроэнергии, так как энергетические объекты зачастую требуют больше времени для строительства, чем промышленные. Развивая сеть гидро/теплоэлектростанций, Кыргызстан мог бы ежегодно экспортировать в страны АТР около 40 млрд. кВт/час2. Сегодня Кыргызстан занимает второе место в СНГ после России по объему экспорта электроэнергии. Однако коммуникационные возможности экспорта энергии остаются ограниченными.
Дальнейший анализ энергосистемы КР показывает политические риски для энергетики, в том числе и Казахстана. 90% всего объема электроэнергии производится на более бедном юге страны, а основное потребление происходит на более богатом севере. Единственная ТЭЦ в Кыргызстане находится в Бишкеке, и она обеспечивает теплом и светом столицу и прилегающие к ней районы Чуйской области. Значительная часть контактов с Казахстаном, в том числе соглашение о попусках воды в Сырдарью, увязана со стремлением обеспечить поставки на Бишкекскую ТЭЦ. Другие же районы страны живут, используя местные ресурсы. Контраст уровней жизни, бросающийся в глаза любому приезжему, и, тем более, местному жителю, подогревает внутренние противоречия, что создает условия для перманентных политических потрясений.
Но своих ресурсов у Бишкека для решения всех проблем пока нет, поэтому руководство страны откровенно предлагает ближайшим соседям и великим державам принять участие в строительстве ГЭС и сети ЛЭП. Так, Казахстан и Россия заинтересованы в завершении строительства Камбаратинских ГЭС на Чарыне. США более практичны, они предпочитают развивать то, что есть. В 2007 году Правительство США предоставило Кыргызстану грант в размере $537 тыс. для развития энергосистемы республики. Эти средства предназначены для строительства новой линии электропередачи, которая протянется от подстанции Датка вблизи города Ош до Кеминской подстанции на севере страны. Ее ввод поможет решить проблему перегрузок и обеспечит экспорт электроэнергии из Кыргызстана в Афганистан и Пакистан.
Когда верстался номер
Отключения электроэнергии в Кыргызстане, введенные весной 2008 года, прекращены с 21 апреля 2009 года по решению министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов республики. Как сообщила пресс-служба ведомства, это стало возможным благодаря тому, что в понедельник приток воды в Токтогульское водохранилище превысил ее расход.
По данным Минпромэнерго, приток составил 278 кубометров в секунду, расход – 258 кубометров в секунду. Объем воды составляет 6 млрд. 318 млн. кубометров. На 20 апреля прошлого года уровень воды в Токтогульском водохранилище составлял 843,35 метра, объем – 6 млрд. 495 млн. кубометров, приток – 271 кубометр в секунду, расход – 352 кубометра в секунду.
ОАО «Северэлектро» сообщило об отмене ограничений в электроснабжении на территории Чуйской, Таласской областей и Бишкека. В апреле этого года «Северэлектро» производило отключения электроэнергии в столице Кыргызстана с 00:00 до 06:00 преимущественно в частном секторе. Потребители Чуйской и Таласской областей отключались на 6-7 часов в сутки по согласованию с органами местного самоуправления.
Ограничения энергоснабжения были введены в апреле прошлого года в связи с уменьшением объема воды в Токтогульском водохранилище. В республике действовал режим «веерных» отключений, а в Бишкеке также был установлен лимит на электропотребление.