USD
418.31₸ ↑
+0.140
EUR
491.93₸ ↓
-2.140
RUB
5.68₸
BRENT
45.55$ ↓
-0.110
BTC
11731.58$ ↓
-0.000
ETH
391.37$ ↓
-0.000
LTC
57.74$ ↑
+0.008
ГлавнаяАрхивТочность – вежливость метролога

Точность – вежливость метролога

Госстандарт требует казахстанский сертификат на автомобили MercedesОрганам стандартизации и метрологии необходимо перестроить св...

Госстандарт требует казахстанский сертификат на автомобили Mercedes

Органам стандартизации и метрологии необходимо перестроить свою работу, чтобы не мешать бизнесу, считает Серик Туржанов, вице-президент Торгово-промышленной палаты Казахстана. То, что мининдустрии проводит проверки малого и среднего бизнеса в период моратория, показывает, что этот государственный орган так и не желает перестроить свою работу. Хотя именно данный период времени необходимо использовать для перестройки своей работы, говорит он.

Казахстанская система обеспечения качества продукции не является прозрачной и призвана обеспечить постоянное поступление денег от предпринимателей к чиновникам, считает Серик Туржанов. «Мы не признаем международные стандарты качества, поэтому создаем свои. В идеале это можно преподнести как то, что мы не хотим кормить зарубежных чиновников, предпочитая своих. Но в реальности казахстанские чиновники от метрологии используют сложившуюся ситуацию в личных интересах», – сказал г-н Туржанов в беседе с «Капитал.kz».

Так, государственный регулятор и контролирующий орган в сфере метрологии РГП «Госстандарт» не является государственным органом. А вокруг него находится большое количество дочерних структур, которые помогут «найти» соответствие продукта стандартам качества или написать собственные технические условия (ТУ) для данного конкретного производителя. «Доходит до смешного, – делится Серик Туржанов. – Госстандарт потребовал казахстанский сертификат на ввезенную партию автомобилей Mercedes. Умный предприниматель зашел в кабинет к нужному человеку, и эти немецкие автомобили очень быстро стали качественными».

42% товаров, произведенных казахстанскими компаниями, не соответствуют стандартам качества, сообщила в беседе с «Капитал.kz» президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко. Эти данные республиканской СЭС показывают, что местные компании пренебрежительно относятся к правам потребителей и не желают нести обязательные затраты по обеспечению качества. Дистрибьюторы зарубежных компаний также не желают выслушивать претензии  покупателей, считает руководитель НПО. «Значительная часть продукции, реализуемая на территории Казахстана, не несет информации о том, куда следует обращаться в случае рекламаций. Таким образом, простые покупатели остаются один на один со своими проблемами», – считает она. При этом государство не имеет ресурсов для проведения полноценных проверок предприятий на предмет соблюдения ими технических регламентов.

В то же время г-жа Савченко согласна с тем, что государство не должно мешать бизнесу с постоянными проверками, а помогать ему, чтобы производство соответствовало техническим регламентам. «Свои проблемы предприниматель перенесет на покупателя, поэтому все проверки, так или иначе, отразятся на нашем кошельке», – сказала она.

Министерство индустрии и торговли Казахстана в ходе проверок субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в 2008 году на предмет соблюдения ими требований технических регламентов и стандартов выявило нарушения в деятельности более половины из них. «В ходе метрологического контроля за субъектами предпринимательства, в условиях моратория на проверки МСБ, мы провели 3 тыс. 956 проверок. К сожалению, на стадии реализации продукции предприятиями установлено нарушение у порядка 56% из этого числа», – сообщил председатель Комитета по техническому регулированию и метрологии министерства индустрии и торговли РК Габит Мухамбетов на заседании экспертного совета в области технического регулирования. «По результатам проверок наложено около 2 тыс. постановлений на сумму около 57 млн.  тенге», – подчеркнул он.

«Если в 2007 году, когда не было моратория на проверки МСБ, мы пресекли 14,5 тыс. партий продукции на сумму 1,5 млрд. тенге, то в прошлом году, к сожалению, этот показатель составил 8 тыс. 493 партии продукции на сумму 2,8 млрд. тенге», – добавил Габит Мухамбетов.

Создание новых технических стандартов и регламентов стало основной задачей для Комитета по техническому регулированию Мининдустрии, поделился своим мнением с «Капитал.kz» Евгений Малишевский, директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации РК. «Может быть, заявленный объем работы пока недостаточен для нормальной работы предприятий, но уже охвачены острые вопросы, и я вижу нормальную постановку проблемы. По крайней мере, в области телекоммуникаций», – поделился он своими впечатлениями.

Кроме того, начала вырабатываться концептуальная политика действия стандартов и регламентов по сферам применения. Так, обязательный перечень стандартов разрабатывает госорган-регулятор. Стандарты по качеству предоставляемых услуг предприятия создают самостоятельно, а затем проходят добровольную сертификацию. Единые стандарты, позволяющие работать операторам совместно, – в рамках Ассоциации. Таким образом, предприятия отрасли берут на себя часть финансовой нагрузки по разработке стандартов, что позволяет государственному органу не отвлекаться от более общих проблем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: