ЕБРР оценил развитие телекоммуникаций и удручен положением в Казахстане
Доминирование на рынке телекоммуникаций привело к отставанию Казахстана в развитии информационных технологий. К такому выводу пришли эксперты Европейского банка реконструкции и развития в ходе исследования, итоги которого были опубликованы в апреле 2009 года.
Исследование EBRD проходило в 29 странах Восточной Европы, СНГ и Монголии. Его цели были следующими: оценка правовой базы телекоммуникационного сектора и модель государственного регулирования рынка для оказания содействия правительствам стран региона в реформировании отрасли, а также определение возможных рисков для потенциальных инвесторов.
Основной вывод аналитиков банка состоит в том, что на рынке связи Казахстана доминирует АО «Казахтелеком», которому принадлежит порядка 90% каналов фиксированной связи и который имеет существенные доли собственности в 3 из 4 операторов мобильной связи. Это делает компанию малочувствительной к попыткам государственных регулирующих органов ограничить сферу ее влияния. Что привело к достаточно низкому уровню конкуренции на рынке, высоким тарифам на связь и низкому проникновению информационных технологий в жизнь казахстанского общества. Хотя рынок коммуникаций в Казахстане формально свободен для конкуренции, отсутствие контроля за деятельностью АО «Казахтелеком» сделало проблемным выход на рынок новых компаний, а также ставит на грань выживания уже действующих операторов связи.
В настоящее время рынок связи в РК регулируют (согласно тексту исследования – «Капитал.kz») три государственных органа: Агентство по информатизации и связи (АИС), Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) и Агентство по защите конкуренции (АЗК). До 2007 года государственные регуляторы практически не проявляли своей активности и действовали без координации. Два года назад АИС и АЗК попытались применить соответствующие регулирующие меры к АО «Казахтелеком», однако не добились в этом успеха. Сейчас в Правительстве РК разрабатываются новые инструменты, которые позволят более эффективно влиять на работу монополиста.
АЗК пыталось определить «Казахтелеком» как доминирующего оператора, занимающего более 35% доли рынка. Это позволило бы агентству ограничить действия компании, но все попытки применить данный закон к телекоммуникационному сектору были неудачными, кроме возможного объединения мобильных операторов и введения монополистических розничных тарифов в фиксированном секторе.
Также имеются определенные нестыковки в государственном регулировании работы операторов связи. Так, в соответствии с казахстанским законодательством компаниям-операторам требуются отдельные лицензии на оказание каждого вида услуг, таких как фиксированная телефонная связь, мобильная телефония, IP-телефония, радиорелейная связь, передача данных, интернет-услуги. В связи с этим каждый оператор нуждается сразу в нескольких лицензиях, чтобы обеспечить корзину услуг.
Только начиная с 2008 года «Казахтелеком» осуществляет деятельность по обеспечению своих клиентов широкополосным доступом к сети интернет. К сожалению, «Казахтелеком» пока отказывается от всех попыток создания локальных сетей общего доступа, что создает неудовлетворенный спрос именно на этот вид услуг.
По мнению экспертов банка, сегодня регулятор рынка АИС должен продолжить необходимые реформы при активной поддержке правительства. Самые срочные реформы – это изменение системы розничного тарифообразования, а также введение гарантий для альтернативных операторов. Пока правительство не согласится на эти изменения, пользы от работы регуляторов будет немного.