Производители бутилированной воды намерены покорять внешние рынки
Потребление бутилированной воды в Казахстане растет – этому способствует ухудшение систем водоснабжения. Такого мнения придерживается Мухтар Кочкаров, председатель совета директоров компании «Dream Technology KZ».
«За последние 25 лет у нас не было ни одной капитальной реструктуризации водоснабжающих сетей. Все трубы, станции сделаны в советское время. В настоящий момент воду из-под крана нельзя пить. Потребление воды увеличивается, потому что повышается культура потребления, и ухудшается общая система водопровода», – говорит г-н Кочкаров.
На одного человека в 2008 году в Казахстане приходилось 27 литров бутилированной воды в год, в то время как в Италии – 116, Германии – 93, Франции – 48, Украине – 30, в России – 24 литра. По прогнозам аналитиков, в этом году потребление составит 34 литра, а в 2010-ом – 38.
«Несмотря на экономические реалии, питьевой рынок Казахстана, а именно рынок питьевой и минеральной воды имеет большие перспективы роста. Об этом свидетельствует рост спроса, который наблюдается на протяжении последних десяти лет. Кроме того, наша компания планирует расширять свои производственные мощности в свете планов выхода на новые рынки сбыта и укрепление позиций в Казахстане», – говорит Сарвар Тиллабаев, генеральный директор ТОО «Dream Technology KZ».
По словам г-на Тиллабаева, рынок бутилированной воды очень привлекателен для компаний. Кризис практически его не коснулся. Основную долю занимает вода верхнего ценового сегмента – 51%, 41% приходится на средний сегмент, и 8% – на нижний. Увеличивается потребление воды без газа. Если в прошлом году было продано 45% воды с газом и 55% без газа, то в этом году показатели поменялись на 41% и 59% соответственно. Около 14% от всего рынка на январь 2008 года приходилось на упаковки 1,5 и 5 и более литров питьевой воды без газа. «С апреля 2005 года питьевая и минеральная вода практически поменялись местами в общей структуре. Сравнительно небольшой разрыв цен на рынке между дешевым и верхним сегментом, а также инфляция, приводят к тому, что большинство игроков сконцентрированы в верхнем сегменте», – говорит г-н Тиллабаев.
На 2008 год независимыми аналитиками прогнозировался рост цен на воду в 8-10%. «Экономические реалии внесли определенные коррективы в сдерживание роста цен в прошлом году, однако инфляционные процессы вынуждают игроков увеличивать цену», – говорит Сарвар Тиллабаев.
По прогнозам, в 2010 году цена за литр минеральной воды в среднем составит 60 тенге, в текущем году эта цифра достигла 57 тенге.
В тройку игроков отечественных компаний по разливу бутилированной воды входят Tassay, «Алекс-СарыАгаш» и «Асем-ай СарыАгаш». Вместе они занимают 42% рынка.
Доля «Асем-Ай» составляет 10%. В ближайшие пять лет компания планирует стать ведущей компанией на рынке. По мнению представителей компании, этому способствует сотрудничество с SigmaBleyzer. «Инвестирование в такую компанию стало важным событием в непростом 2008 году. И мы уже приступили к работе над тем, чтобы вывести компанию на новый уровень ее развития», – говорит Вадим Бодаев, представитель компании SigmaBleyzer.
В этом году компания выходит на рынки России, Украины и Китая. Экспортировать планируется 3-5 млн. литров. «Мы планируем закрепить свои позиции в регионах Казахстана, где большое поле для работы. Также мы будем выходить на внешние рынки. Мы намечаем расширение линии и готовы выйти на рынки с новыми продуктами», – говорит Мухтар Кочкаров.
К 2010 году компания рассчитывает построить новый завод по разливу минеральной воды. Общий объем инвестиций составляет 2,312 млрд. тенге. «Проектная мощность этого завода – от 150 млн. литров до 210 млн. литров. Сейчас началась регистрация в надзорных органах», – рассказывает г-н Кочкаров. Строительство завода позволит увеличить объем производства до 200-250 млн. литров в год. Это составит 50% от емкости рынка.
Сегодня «Асем-Ай» располагает линией мощностью 12 тыс. литров в час. На начало осени намечена презентация воды в стеклотаре. Это позволит увеличить объем производства на 48 млн. литров в год. Сейчас линии по разливу в стекло проходят тестовые испытания. «Мы планируем до конца года реализовать до двух миллионов бутылок. Но приоритетная задача – выход на рынки дальнего зарубежья, и поэтому прилагаются все усилия, чтобы наша казахстанская вода стала национальным брендом», – резюмировал г-н Кочкаров.